USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Война и мир Вениамина Чебанова

Инна ВОЛОШИНА
Одно из последних редакционных фото легендарного новосибирского живописца. Вениамин Карпович на творческой встрече в Сибирской мемориальной галерее в апреле 2021 года. Фото: Алексей Танюшин
Одно из последних редакционных фото легендарного новосибирского живописца. Вениамин Карпович на творческой встрече в Сибирской мемориальной галерее в апреле 2021 года. Фото: Алексей Танюшин

Новосибирцы смогут увидеть творчество известного художника с неожиданной стороны

Вместо батальных сцен — портреты, пейзажи, натюрморты и даже маринистика в живописи и графике: в день 99-летия известного новосибирского художника в Cибирской мемориальной картинной галерее открылась выставка «Неизвестный Чебанов».

О нашем знаменитом, увы, покинувшем нас недавно земляке Вениамине Карповиче Чебанове написано немало. Родился он в 1925 году, обучался на помощника слесаря на станции Инская, но вот получить профессию не успел — пришла война. И после окончания военного училища в 1943 году новоиспеченный младший лейтенант отправился на фронт. Именно там он ощутил себя художником. Полевая сумка фронтовика всегда была полна карандашных рисунков и набросков, часто он дарил своим товарищам их портреты. А после Победы стал большим художником — на его полотнах можно увидеть, какой бывает война.

Художник и воин

99-летнюю годовщину со дня рождения Вениамина Чебанова отметили в камерной обстановке, без помпезных речей.

В Сибирской мемориальной картинной галерее собрались самые близкие — друзья мастера, его ученики, почитатели его таланта. Несмотря на то, что полотна выставки «Неизвестный Чебанов» исключительно мирные, ее открытие все же провели в зале, где находятся картины художника, посвященные локальным вой­нам. И это неслучайно, ведь в них была вся его жизнь.

036-21-02.jpg

Экспозиция, посвященная 99-летию Вениамина Чебанова, получилась очень доб­рой и даже трогательной — здесь есть и пейзажи, и порт­реты, и натюрморты. Фото: vk.com

— Вениамин Карпович был мне больше, чем отец, — вспоминает сын художника Артём Чебанов. — Это был человек с большой буквы, который защищал Родину, а потом воспитал нас, своих детей и внуков. Сейчас идет война. Мой отец очень тяжело переживал все то, что происходило начиная с 2014 года, буквально протас­кивал все через себя. Он буквально кожей ощущал, что тогда, в 1945-м, он и его товарищи не доделали свою работу. Наши враги хотят, чтобы нас не стало, и у нас сегодня просто нет другого варианта, кроме как защитить себя. И отец, художник и воин, понимал это.

Память, ученики и картины

Полотна Чебанова в Сибирской мемориальной картинной галерее, и особенно те, что в зале локальных войн, должны видеть все. В том числе дети. Вот светловолосая девушка обнимает одноногого десантника на фоне транспортного самолета. Это Афганистан. Неважно, что калека, но ведь вернулся… Вот дед с внуком сидят на пожухлой траве под серым небом. Это картина «Беженцы», Чечня. А вот еще Чечня — полотно «Улица Дружбы народов». Под останками рухнувшего здания погибли все — и русские, и украинцы, и чеченцы.

Ужасом разрушения, где стонут раненые, плачут дети, а военные вытаскивают пострадавших из-под завалов, дышит картина, посвященная событиям в Цхинвале. Девушка обнимает бойца на картине «Проводы» — это уже Украина, наша новейшая история. И наконец, последнее полотно Вениамина Чебанова — «Клятва ополченцев на высоте Саур-Могила». На ней суровые мужики разного возраста. Еще вчера они добывали уголь, строили дома, растили детей. А сегодня на их землю пришла война, и надо идти защищать Родину.

— Каждый художник мнит себя отдельной планетой, но Вениамин Карпович Чебанов был совершенно лишен этого чувства, — делится известный новосибирский художник Александр Кучерявенко. — Он просто работал. Это был большой мастер, который тем не менее порой обращался ко мне и другим молодым художникам за советом. Мастера уходят, но после них остается хорошая память, ученики и картины, которые мы, к счастью, можем видеть.

«Наша задача — сохранить историю»

Несмотря на то, что многие полотна Вениамина Чебанова имеют трагический сюжет, они написаны удивительно яркими, чистыми, теплыми крас­ками. А это значит, у нас еще есть надежда, хотя порой кажется, что это не так. На полотне «Предчувствие» в потоке света стоит женщина с младенцем на руках, но с двух сторон уже целятся друг в друга солдаты и над головой ее схватились два стервятника. Однако надежда все-таки есть. Иначе откуда этот божественный золотисто-розовый свет?

036-21-03.jpg

С картины «Выжившие», кажется, сейчас хлынет вода. А еще на выставке есть портрет погибшего офицера с подводной лодки «Курск». Фото: vk.com

— Наша общая задача — не потерять нашу историю, — отмечает депутат Законодательного собрания региона Юрий Похил. — И этому способствует сегодняшняя выставка Вениамина Чебанова и передвижные выставки, которые организует мемориальная картинная галерея. Хочется сказать семье художника слова благодарности за те картины, которые мы еще не видели, но теперь сможем увидеть, и за то, что они бережно хранят их. Это очень важно для всех жителей нашего города и особенно для подрастающего поколения, потому что патрио­тизм и любовь к Родине — это не пустой звук.

Иное звучание

Несмотря на то, что картины выставки «Неизвестный Чебанов» очень отличаются от тех, что выставлены в других залах, они тоже буквально пропитаны любовью к Родине и людям. Но звучат совсем по-иному. Вот полотно «Грибники»: осенний пейзаж, обмелевшая речка, холмы, облетевшие деревья… Может, это где-нибудь на Ине?

Вот серьезная девочка в пилотке — «Портрет Софьи», рядом с ней — букет роз и старый дом с палисадником, заросшим деревьями. Все наше родное, сибирское. В экспозиции много графических работ, преимущественно портретов. Серьезно и вдумчиво глядит с полотна супруга художника. Поражает разнообразие пейзажей: вид старого Гурзуфа соседствует с парижским собором Нотр-Дам, летний лагерь совхоза — с заснеженным лесом. С полотна «Выжившие», кажется, сейчас хлынет стылая морская вода. Картин много, и разных. Приходите, это обязательно надо видеть.12+