USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Хороший задел на будущее

Наталья ИВАНОВА
Юбилейный «Горожанин» демонстрировался на Российской неделе общественного транспорта и городской мобильности в Москве, теперь приступает к перевозке пассажиров в Новосибирске. Фото: mintrans.nso.ru
Юбилейный «Горожанин» демонстрировался на Российской неделе общественного транспорта и городской мобильности в Москве, теперь приступает к перевозке пассажиров в Новосибирске. Фото: mintrans.nso.ru

Уехать в центр из удаленных жилмассивов мегаполиса станет проще

Благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги» Новосибирск уже получил все количество троллейбусов, запланированное на текущий год. Между тем модернизация пассажирского автомобильного транспорта продолжается, причем не только в столице, но и в районах Новосибирской области.

Юбилейный троллейбус марки «Горожанин», выпущенный на Уфимском трамвайно-троллейбусном заводе, будет перевозить пассажиров в Новосибирске. По какому именно маршруту и кому из водителей достанется 500-я по счету машина из Республики Башкортостан, пока неизвестно.

— По всем функциям и параметрам она абсолютно такая же, как и остальные. Но кому-то из товарищей, конечно, повезет. Может, троллейбус передадут молодому специалисту, который придет к нам работать сразу после обучения, — рассказал водитель с 25-летним стажем Юрий Русаков. — Скоро все троллейбусы у нас будут новые. Насколько мне известно, в течение следующего года обновится весь парк. Старую технику, безусловно, жалко. Мы долго к ней привыкали, но ничего не поделаешь: шагает человечество вперед, и мы следом.

Нажатием одной кнопки

Юрий Русаков получил профессию водителя сразу после службы в армии, с тех пор и возит пассажиров. В свое время в данной сфере было немало преимуществ: например, на безвозмездной основе предоставлялось жилье. Да и сама по себе работа Юрию Алексеевичу нравится. Он уже успел оценить плюсы новых троллейбусов: с 1 февраля водит такой по маршруту №36.

— Интересного очень много, просто так не расскажешь, — поделился мнением Юрий Русаков. — Раньше троллейбусы не могли ездить без контактной сети, то есть и аварию невозможно было объехать. Сейчас очень просто: нажатием одной кнопки убираешь токоприемники и едешь спокойно, минуешь препятствие или продляешь маршрут.

030-04-02.jpg

В салоне нового троллейбуса 30 сидячих мест, но всего может поместиться до 100 человек.  Фото: mintrans.nso.ru

В общем, теперь все на кнопочках: и регулировка сидений, и зеркала. Удобно, обзор лучше, ход практически бесшумный. Для пассажиров предусмотрены кондиционеры, зимой в салоне тепло, так как стоят хорошие печки. Но каждому человеку не угодишь: кто-то благодарен, а кто-то ждет дальнейшего обновления парка.

Эта модель с низким полом удобна для маломобильных людей, для них в салоне также есть специальная площадка. Всего в салоне может разместиться около 100 пассажиров, предусмотрено порядка 30 сидячих мест. Есть информационные электронные табло, предусмотрена безналичная оплата проезда.

Проверка сибирской зимой

Юбилейный троллейбус оказался среди 17 машин, которые в 2024 году мегаполис принял последними в рамках контракта с Государственной лизинговой компанией. Поставки состоялись по линии национального проекта «Безопасные качественные дороги».

— Контракт на 49 троллейбусов выполнен. Все они доставлены и практически распределены по маршрутам города, — сообщил тогда мэр Максим Кудрявцев. — Контролирую исполнение еще одного контракта. «Сбербанк Лизинг» с июля до ноября должен обеспечить поставку 80 троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Таким образом, за два года троллейбусный парк города существенно пополнится новыми троллейбусами. Это важный задел для дальнейшего развития городского пассажирского транспорта.

Модель «Горожанин» выпускается в Уфе с 2020 года, содействие оказывает Минский автомобильный завод. В течение 2024 года из Белоруссии будет доставлено 256 машинокомплектов, из которых российский производитель и соберет троллейбусы, установит на них необходимое оборудование. Сегодня «Горожанин» используется в таких российских городах, как Новокузнецк, Ростов-на-Дону, Стерлитамак, Хабаровск, Чебоксары, Ковров, Пенза, Ижевск, Братск. Больше всего машин эксплуатирует Новосибирск.

В столицу Сибири опытный экземпляр поступил еще зимой 2022 года. Он базировался в Дзержинском депо предприятия «ГорЭлектроТранспорт». Тогда экспериментальный образец тестировался месяц на маршруте между садом Дзержинского и вокзалом Новосибирск-Главный.

030-04-03.jpg

В салоне нового троллейбуса 30 сидячих мест, но всего может поместиться до 100 человек.  Фото: mintrans.nso.ru

В перспективе полностью модернизировать троллейбусы планируется на десяти из 14 городских маршрутах. Старая техника будет списана, и 84 процента подвижного состава, курсирующего по дорогам мегаполиса, составят новые экземпляры. Запуск современных троллейбусов также позволит продлить маршруты до крупных жилых массивов, не выстраивая дополнительно контактную сеть.

Модель «Горожанин» оснащена системой автономного хода, поэтому ее также называют гибридом троллейбуса и электробуса. Сначала в Новосибирск поступала модификация, когда на аккумуляторной батарее троллейбус мог ехать 20 километров. Чтобы организовать перевозку пассажиров из удаленных микрорайонов мегаполиса, упор стали делать на вариант с системой автономного хода до 30 километров.

Неизменно стабильный результат

Все троллейбусы из партии, завершающей текущий год и поступившей в Новосибирск по линии нацпроекта «Безопасные качественные дороги», распределяются на маршрутах № 29 и № 7. Напомним, с 1 июля последний не только ходит между правым и левым берегами реки Оби, но и с комфортом обеспечивает транспортную доступность автовокзала на Гусинобродском шоссе, откуда люди едут в другие города и регионы.

— С 2023-го по 2024 годы в рамках нацпроекта приобретено и поставлено 58 единиц подвижного состава, по лизинговой программе поступает еще 200. Нам есть куда стремиться и расти, потому что в Новосибирске прорабатываются магистральные маршруты в отдаленные микрорайоны. Это требует дополнительных единиц техники. Депо позволяет увеличить количество подвижного состава троллейбусов до 400 единиц, — прокомментировал ситуацию замминистра транспорта региона Евгений Тюрин. — Новые троллейбусы показывают стабильный результат, уже больше года они эксплуатируются без существенных нареканий.

КСТАТИ
При содействии правительства региона продолжается обновление всех видов пассажирского транспорта. По данным на 1 января 2023 года, общий уровень его износа в регионе составлял 80 процентов. С показателем 99 процентов в антирейтинге лидировали троллейбусы, для трамваев это было 78,7 процента, для автобусов — 62,5 процента. В 2023 году удалось обновить в 1,7 раза больше техники, чем в 2022 году. В поселения поступили 89 низкопольных троллейбусов на автономном ходу, пять трамваев. Из 214 автобусов 18 адаптированы для перевозки маломобильных людей и инвалидов. Восемь автобусов приобретены по программе «Обеспечение доступности услуг общественного пассажирского транспорта, в том числе Новосибирского метрополитена для населения Новосибирской области». Принятый комплекс мер позволил сократить износ до 60 процентов. Для трамваев сейчас это 77,15, для троллейбусов — 61,03 процента. В прошлом году при содействии правительства 32 муниципалитета получили 206 автобусов. В текущем году новые автобусы появились в Бердске и Искитиме, Новосибирск модернизирует 20 трамваев.