Каникулы с «Орлятами России»
В лагеря дневного пребывания, читай — пришкольные, в этом году записались 122 тысячи детей, чем они там занимаются?
В регионе в этом году действуют 948 пришкольных лагерей, то есть не во всех школах — средних образовательных учреждений более тысячи, — но все же охват приличный. Плюс еще и в том, что нынче увеличилось количество лагерей, которые будут работать не только в июне, как это обычно было, но и в июле, и в августе.
В июне площадки дневного пребывания охватили 64 тысячи детей, в последующие два месяца ожидается увеличение числа ребят до 71 тысячи. О деталях летнего организованного отдыха школьников, которые не уехали за город или к бабушкам «в деревню» — это сейчас вообще стало, прямо скажем, редкостью, — рассказал заместитель министра образования Новосибирской области Владимир Щукин.
— Каждый лагерь — как загородный, так и с дневным пребыванием — имеет свои воспитательные программы, которые готовятся на основе федеральных методических рекомендаций, — сразу уточнил замминистра. — Одной из них являются «Орлята России». Программа действует у нас второй год; первый был пробным, сейчас ее приняли в работу гораздо больше учреждений.
Программа «Орлята России» разработана Министерством просвещения РФ совместно с федеральным центром «Орленок». Она рассчитана на развитие социальной активности ребят, которые учатся в начальной школе, то есть с первого по четвертый классы. Для учителей созданы простые и понятные рекомендации, как реализовать проект в том числе в пришкольных лагерях.
Активному человеку и гражданину
Обеспечить детям познавательный и полезный для здоровья досуг министерству образования помогает федеральный проект «Навигаторы детства». Региональный ресурсный центр работает с более чем 900 образовательными учреждениями Новосибирской области.
— Программа «Орлята России» является для нас флагманской, в ней задействованы уже более двух тысяч классов, — объяснила координатор федерального проекта «Навигаторы детства» в Новосибирской области Ирина Саблина. — Его особенность состоит в том, что обязательно вовлекается учитель, а в течение года ребята занимаются по семи трекам. Они также имеют возможность участвовать в наших профильных сменах, то есть за счет областных средств приехать вместе с учителем в лагерь на базе образовательного парка имени Олега Кошевого, который считается одним из лучших, где с ними будут работать замечательные вожатые. В 2024 году два класса побывали на всероссийской смене в лагере «Океан» во Владивостоке.
Проект «Орлята России» в Новосибирской области пользуется спросом. За год количество участников увеличилось примерно на 500 процентов. Успех во многом обеспечили советники директоров школ по воспитанию; напомним, с 1 сентября 2023 года такие сотрудники есть в каждой школе, техникуме и колледже. Они подробно информировали учителей начальных классов о проекте «Орлята России». Некоторые из них прошли дополнительное обучение и стали экспертами федерального уровня.
Кстати, в области даже состоялся фестиваль «Орлята России», на участие в котором поступило более 500 заявок. Финишировал проект в Новосибирском педколледже № 1 имени Макаренко. На базе Второй Новосибирской гимназии действует флагманская школа «Орлят России»: на семинарах с практическим уклоном она показывает другим учреждениям преимущества проекта. Среди них — вовлечение в программу родителей: папы и мамы действительно участвуют с большим интересом.
Эрудиты, экологи и спортсмены
В лагере дневного пребывания на базе Биотехнологического лицея № 21 рабочего поселка Кольцово программа «Орлята России» действует второй год. Как рассказала директор лагеря Вера Ломанова, чтобы воспитать социально активных взрослых, в игровой форме детям прививают любовь к Родине, семье, окружающему миру, здоровому образу жизни.
Здесь организованы пространства по всем направлениям проекта «Орлята России». Это «Орленок-Эрудит», «Орленок-Доброволец», «Орленок-Лидер», «Орленок-Эколог», «Орленок-Спортсмен», «Орленок — Хранитель исторической памяти». В рамках трека «Орленок-Матер» профильную смену «Школа волшебства» проводит учитель биологии лицея № 21 Елена Фабричная.
— Сегодня мы даем мастер-класс, как сделать оттиск папоротника подобно тому, как это делает природа, — рассказала преподаватель. — «Школа волшебства» — это естественно-научная площадка, где мы погружаемся в биологию через призму вещей, которые выглядят простыми, но оказываются удивительными.
На площадке «Орленок-Лидер» дети знакомятся с ценностями российского Движения Первых. Проект «Орлята России» реализуется в его рамках и представляет собой его первую ступень.
Напомним, в Новосибирской области открыто более 1200 первичных региональных отделений «Движения Первых». К нему присоединились более 27 тысяч школьников, студентов колледжей и высших учебных заведений. Возраст участников составляет от шести до 18 лет. Летом текущего года уже состоялись региональные военно-патриотическая игра «Зарница 2.0» и фестиваль «Движение Первых». Традиционными стали профильные смены «Время Первых», Всероссийский проект «Первые в профессии», развивается семейное сообщество «Родные-Любимые».
Первоклассники советуют
В прошлом году в программу «Орлята России» Новосибирская область вошла с 40 ребятами-участниками. За короткий промежуток времени их количество увеличилось многократно. Об этом педагогам, задействованным в реализации проекта, напомнили на круглом столе «Орлята России» — новый уровень воспитания». В формате открытого диалога мероприятие также прошло на базе Биотехнологического лицея № 21 рабочего поселка Кольцово.
Приглашенные обменялись приобретенным опытом, отметили вопросы, над которыми еще предстоит поработать.
— У нас также созданы специализированные педагогические классы Новосибирской области. Старшеклассники выступили в роли наставников «Орлят России». Они провели порядка 30 уроков, по итогам которых младшие школьники поделились своими идеями, как сделать занятия еще более занимательными. В следующем учебном году элементы таковых будут внедрены в практику. Конечно, нельзя сказать, что до проекта «Орлята России» у нас ничего не было, но именно сейчас активно стали использоваться формы наставничества «ученик — ученик» и «ученик — учитель», — рассказала советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Кольцовской школы № 5 Людмила Буренко. — Когда мы приступали к реализации проекта «Орлята России», некоторые коллеги сомневались. Одним из итогов прошлого года стало то, что с 1 сентября 2024 года в программу заходит 100 процентов наших учителей.
Советник директора по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями лицея «Технополис» Карина Карпова отметила, что программа «Орлята России» помогает школьникам развиваться как личность, а наставникам-вожатым — приобрести бесценный жизненный опыт. Педагогам она позволяет не только сплотить детский коллектив, но и повысить профессиональные компетенции. В следующем году учреждению предстоит расширить практику наставничества среди учеников восьмых — десятых классов и больше привлекать к работе родителей.