Акценты дорожного сезона
К 2030 году больше половины трасс региона обретут нормативное состояние, обеспечив комфортное и безопасное путешествие пассажиров и грузов
В Новосибирской области в разгаре дорожно-ремонтный сезон. И речь идет не только о трассах, но и о мостовых сооружениях, путепроводах, модернизации парка общественного транспорта и многом другом. Финансирования достаточно, чтобы охватить максимальный объем, возможный для исполнения имеющимися силами. Больше, как говорится, не съешь, но и меньше тоже.
В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в столице региона будут отремонтированы 19,2 километра дорог на улицах Авиастроителей, Учительской, 25 лет Октября, Урицкого, Тюленина, Дачной, Автогенной, Демьяна Бедного, Гоголя, Героев Революции, Выборной, Воинской, Писарева, Балтийской. Подрядчики приведут в порядок не только проезжую часть, но и тротуары с газонами.
— Сейчас мы находимся в стадии контрактации по ремонту объектов и по другой программе — «Развитие автомобильных дорог». Здесь планируется выполнить ремонт на дорогах протяженностью 47,6 километра. Это еще дополнительно 37 объектов, то есть у нас практически 60 с лишним километров дорог в Новосибирске будет отремонтировано, — сообщил первый заместитель мэра города Новосибирска Олег Клемешов.
В рамках реализации национального проекта «БКД» в приоритете остается опорная сеть автомобильных дорог — тех, что ведут в другие российские регионы или государства, на которых высокая интенсивность движения или перевозятся большие объемы грузов и пассажиров. В Новосибирской области к таковым относятся трассы на Павлодар, Ленинск-Кузнецкий, от Татарска до Карасука.
Расклад по начавшемуся дорожному сезону дает отраслевое областное министерство.
Напомним, в прошлом году в соответствие с нормативами было приведено 117 километров опорной сети, что на 42 процента больше запланированного. Причем за последние два года максимальный объем работ был выполнен на дороге стратегического значения Новосибирск — Кочки — Павлодар. В текущем году на этом объекте приведут в нормативное состояние еще 22,5 километра.
Кроме того, 10 километров подрядчики отремонтируют на дороге 992 км а/д Р-54 Купино — Карасук и 19,4 километра — на магистрали Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий.
Если говорить о дорогах, соединяющих районные центры с федеральными автострадами, то данные следующие. В 2024 году ремонту подлежат 9,6 километра дороги Чаны — Венгерово — Кыштовка и 14,5 километра трассы Куйбышев — Северное. Во всех районах Новосибирской области также будет идти ремонт дорог, которые проходят через небольшие сельские поселения.
В 2024 году в Новосибирске завершается ремонт Октябрьского моста и начинаются работы на Димитровском. Фото: Андрей Заржецкий
Опорной дорожной сети будет уделяться повышенное внимание и в следующие как минимум пять лет.
— У нас изменилось передвижение потоков грузов, произошла переориентация с запада на восток. Практически на 20 процентов увеличилась интенсивность движения по направлению к Кемерово, Ленинску-Кузнецкому, на Алтай, — сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский. — Объемы работы по дорогам тоже растут. Это дает возможность дорожным организациям развиваться, обновлять технику и в том числе заниматься вопросами импортозамещения.
К 2030 году в агломерациях и городах России общественный транспорт с нормативным сроком эксплуатации должен составлять не менее 80 процентов. Это касается и Новосибирска, и в целом региона.
В сравнении с 2023 годом смертность на российских дорогах к 2030 году должна снизиться в 1,5 раза и в два раза — к 2036 году. Таким образом, прокомментировал ситуацию министр дорожного хозяйства и транспорта региона Анатолий Костылевский, можно говорить о том, что после 2024 года реализация национального проекта «БКД» будет продолжена: «Определены новые показатели, сейчас формируется новый саундтрек, по которому он будет идти».
Принялись за дело
В 2024 году в Новосибирской области дорожные работы пройдут на 99 объектах в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Планируется обновить 2,4 миллиона квадратных метров дорожных покрытий. В нормативное состояние будет приведено порядка 260 километров дорог. Все контракты заключены, на многих объектах работа уже идет.
Напомним, в 2023 году подрядчики уложили более 3,5 миллиона квадратных метров верхних слоев дорожного покрытия.
— На текущий год заложено финансирование почти 13 миллиардов рублей, из которых 5,8 миллиарда рублей составляют средства федерального бюджета, 6,79 миллиарда предоставляет региональный бюджет и остальное приходится на местные бюджеты. В 2023 году финансирование составляло 12,4 миллиарда рублей, — уточнил министр. — По сравнению с прошлым годом плановые показатели в деньгах больше, а в километрах, наоборот, меньше, но это обусловлено в том числе и тем, что мы практически в два раза больше выполним работ на искусственных сооружениях.
По линии национального проекта «БКД» предусмотрен и ремонт в муниципалитетах. В порядок приведут 57,5 километра уличной дорожной сети. На эти цели территории получат более 8,6 миллиарда рублей; по сравнению с прошлым годом субсидия стала больше на миллиард.
При участии региона
В рамках БКД продолжается и модернизация парка общественного транспорта. На средства Федерации и региона и на условиях софинансирования из местных бюджетов приобретено более 600 автобусов, трамваев и троллейбусов. В 2024 году новые машины поступят в 29 районов и три муниципалитета Новосибирской области. На средства специального казначейского кредита приобретены 206 автобусов, поставка выполнена полностью.
Отечественные троллейбусы с увеличенным автономным ходом перевозят пассажиров из новых и отдаленных жилмассивов Новосибирска, где нет контактной сети. Фото: Андрей Заржецкий
А в Новосибирске сейчас предпочтение отдается троллейбусам с увеличенным автономным ходом, что позволяет организовать перевозки людей из отдаленных жилмассивов мегаполиса и не строить при этом контактную сеть.
— Обновление транспорта позволит заменить морально устаревший подвижной состав, существенно повысит качество оказания транспортных услуг в областном центре. Троллейбус работает как от контактной сети, так и от аккумулятора, благодаря чему есть возможность охватить участки без постоянного источника электропитания, — рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский.
Напомним, поставки такой техники в Новосибирск начались в 2022 году. Затем город получил еще 120 троллейбусов с автономным ходом. В течение 2024 года поступят 49 троллейбусов и еще 80 по договору лизинга. При этом из регионального бюджета софинансируется до 80 процентов расходов на приобретение общественного транспорта.
Мосты: что, где, когда
В 2022 году в Новосибирске стартовал ремонт Октябрьского моста через реку Обь, а также мостов через реку Каменку на улице Сибревкома и через реку Тулу.
В 2023 году подрядчики привели в порядок уже восемь объектов.
В 2024-м должен завершиться ремонт Октябрьского моста и правого путепровода на улице Фрунзе; начался ремонт Димитровского моста, мостов через реку Иню на Бердском шоссе и через реку Ельцовку, путепровода через железнодорожные пути на улице Добролюбова. Всего в 2024 году в области планируется отремонтировать 18 искусственных сооружений, в том числе через реки Власиху в Новосибирском районе, Каму в Венгеровском районе, путепроводы через железную дорогу: Омск — Новосибирск в Каргатском и Чулымском районах, Входная — Алтайская в Сузунском. В Чановском районе реконструируют мост через реку Омь на дороге Н-2904 — Покровка. Целый комплекс мероприятий предусмотрен на путепроводе через Транссибирскую магистраль на дороге 1286 км а/д Р-254 — Каргат (восточный) недалеко от города Каргата.
В Купинском районе возводится новый мост на автомобильной дороге 11 км а/д Н-1612 — Шаитик. Строительство этого искусственного сооружения началось в 2023 году и сначала было рассчитано на три года. Подрядчик работает с опережением графика и заявляет, что намерен закончить работу в текущем году. Ожидается, что пользоваться мостом можно будет с 2025 года.
СПРАВКА
Утверждена программа дорожной деятельности Новосибирской области на период с 2024 по 2028 год. За пять лет намечено привести к нормативу более 970 трасс — региональных и межмуниципальных, а также местного значения. Это в том числе улицы и дороги к социальным объектам: школам, больницам, спортивным комплексам, туристическим местам и так далее.
До 2028 года включительно на выполнение дорожных мероприятий планируется направить 137 миллиардов 742,6 миллиона рублей.
Работы по проекту «БКД» выполняются с применением современных материалов. Часть из них производят на асфальтобетонных заводах региона. Насколько предприятия готовы к сезону и как укомплектовали свои лаборатории, проверяет министерство дорожного хозяйства и транспорта Новосибирской области. Специалисты ведомства контролируют и качество выпускаемых на заводах смесей.