С кадрами всё «хужее и хужее»
На предприятиях региона ощущается острейший дефицит рабочих рук — ничего нового, но что всё-таки делать?
Если раньше многие наши сограждане не могли найти место применения своих сил и способностей, то теперь ситуация на рынке труда изменилась кардинально.
Собственно, этому был посвящен следующий пункт комитетского заседания совместно с представителями регионального минтруда. По словам главы ведомства Елены Бахаревой, особенностью 2023-го по рынку труда стало столкновение с новым вызовом — дефицитом кадров практически во всех отраслях экономики, и в первую очередь на производстве. Это другая сторона медали столь позитивного явления, которое мы сейчас наблюдаем: уровень безработицы в 2023 году признан рекордно низким. Вакансии разлетаются как горячие пирожки.
Вакансий в шесть раз больше
— Всего в прошлом году было официально признано безработными 32 300 человек, — рассказала глава регионального минтруда. — В центры занятости обратились 49 тысяч человек, 38 тысяч из которых было трудоустроено. Еще один инструмент содействия занятости — временные работы, на которые в минувшем году было устроено более тысячи человек. Также было трудоустроено около семи тысяч подростков.
В прошлом году трем тысячам человек были оказаны консультации по поводу самозанятости и бизнеса, после чего 2100 из них открыли собственное дело, а 161 человек даже получил на эти цели материальную помощь из бюджета. Также в прошлом году на предмет безопасности проверили 142 тысячи рабочих мест, что позволило снизить количество пострадавших на производстве на 8,5 процента по сравнению с 2022 годом.
На сегодняшний день в регионе зарегистрировано 7,5 тысячи безработных и 43 тысячи вакансий. Казалось бы, выбирай не хочу, но проблемы все равно остаются: например, до сих пор не решен вопрос квотирования рабочих мест для людей с ограниченными возможностями.
...не все «доходят» до работы
Фото: Андрей Заржецкий
— Сколько по времени работают люди, трудоустроенные через центры занятости? — задала вопрос депутат Юлия Швец. — И сколько детей планируется устроить на работу во время летних каникул в нынешнем году?
На вопрос парламентария Елена Бахарева ответила, что по закону предприятия и организации, предоставляющие вакансии в центры занятости, не обязаны отчитываться перед министерством о дальнейшей судьбе новых сотрудников, поэтому официальной статистики нет. Но в подавляющем большинстве бывшие безработные относятся к вопросу серьезно и трудятся на новом месте по полгода и более. Хотя, конечно, бывают и исключения — хронические безработные, которые нигде подолгу не задерживаются, чтобы получать от государства пособия и другие льготы.
Относительно трудоустройства подростков в летний период руководитель министерства пояснила, что квота остается прежней — примерно 7,5 тысячи человек. При этом она отметила, что год от года предприятия региона, в том числе крупные, как, например, завод имени Чкалова, проявляют все большую активность в этом вопросе.
Фото: Андрей Заржецкий
— Мы в медицине постоянно ощущаем дефицит кадров, хотя, казалось бы, их готовят в нужном количестве, — отметил депутат Анатолий Юданов. — Почему так происходит?
Елена Бахарева ответила, что причин тому несколько: в последние годы в регионе динамично развивается производство и, соответственно, увеличивается потребность в кадрах. Но далеко не все выпускники вузов и колледжей «доходят» до профильных рабочих мест. Еще одна причина — отсутствие прироста населения.
— Не нужно успокаивать себя тем, что рабочих мест много, — высказал мнение депутат Александр Козлов. — Возьмем Кыштовский район. Да, там есть, допустим, 150 вакансий, но 70 процентов из них относятся к сфере здравоохранения, без специального образования туда не устроишься. В Северном, Усть-Таркском районе то же самое. Мы должны уделять этому вопросу больше внимания.
Председатель социального комитета Заксобрания Игорь Гришунин согласился с коллегой.
— Тем более что председатель регионального парламента Андрей Шимкив дал поручение провести выездное заседание по кадровому вопросу в одном из дальних районов, — отметил Игорь Гришунин. — Прошу министерство здравоохранения региона предложить варианты, куда мы могли бы поехать. Люди должны знать, как мы видим решение этой проблемы.