«Донести до зрителя эмоции»
35-летие творческой деятельности отмечает в этом году Государственный ансамбль песни и танца «Чалдоны». За это время он стал одним из самых титулованных коллективов Сибири, сумев снискать любовь и уважение зрителей.
Об истории создания ансамбля, значимых для него событиях и творческих планах мы беседуем с его художественным руководителем Евгением Малышевым.
Люди с Дона
— Евгений Викторович, что означает непривычное для обывателя слово «чалдон», почему государственный ансамбль песни и танца получил именно такое название?
— Яркое! Звучное! Громкое! Необычное! Запоминающееся! Существует немало гипотез о происхождении слова «чалдон» — как о человеке, как о нации, касте, общине. Человек, пришедший с Дона, а также человек, проживавший на местности между двух рек — Чалка и Дон, ссыльный или пришедший на сибирскую землю. Если обратиться к трактовкам словарей русского языка, то мы понимаем, что чалдоны — первые переселенцы Сибири, ссыльные, каторжники, беглецы.
На протяжении 25 лет директором и бессменным художественным руководителем коллектива была Светлана Васильевна Смоленцева — основатель и идейный вдохновитель ансамбля, а если учитывать ее трепетное отношение к истории освоения Сибири, формированию ее самобытной культуры и традиций, думаю, что это и является основополагающим для определения названия коллектива: «Чалдоны» — люди, вобравшие и представляющие многонациональную культуру России.
Ты помнишь, как всё начиналось?
— С чего началась история ансамбля, что послужило отправной точкой его создания?
— История ансамбля берет свое начало в 1989 году и продолжается ровно 35 лет. В этом году мы отмечаем наш маленький, но все же юбилей! Что послужило отправной точкой или почему приняли решение создать коллектив, первоначальным названием которого было «Театр музыки песни и танца «Чалдоны», я достоверно сказать не могу, только мысли и догадки. На этот вопрос дала бы точный ответ С.В. Смоленцева, но, к сожалению, уже пять лет, как ее нет с нами.
Думаю, что, скорее всего, время диктовало условия. Учитывая непростое положение в стране в тот период, сопровождающееся состоянием стагнации огромного количества творческих структур, нужны были новые формы, новые мосты культуры для сохранения имеющихся и выстраивания новых отношений. Это ведь первостепенно. Ну и, конечно, поддержка населения, формирование у молодежи самоидентичности и правильных ценностей, желание сохранить русскую традиционную культуру. Самое главное, что для творческой молодежи после окончания образовательных учреждений было организовано рабочее место. И они шли, они работали. Они не предавали свою культуру, свое творчество, не сворачивали на коварный путь самоуничтожения, как большинство молодежи той эпохи.
Оркестр ансамбля стал основополагающим каждого художественного номера концертной программы. Фото: Государственный ансамбль песни и танца «Чалдоны»
А теперь представьте, какой силой воли и каким характером обладала С.В. Смоленцева, чтобы в «лихие» 90-е создать коллектив, добиться для него штатного расписания, «выбить» отдельно стоящее здание для репетиционного процесса, гастролировать по области и за рубежом, при этом не оставлять артистов без заработной платы, о чем свидетельствуют архивные документы.
Восторг у китайского зрителя
— Расскажите о значимых для коллектива событиях в его многолетней истории.
— На мой взгляд, самым главным достижением и событием для коллектива стало распоряжение администрации Новосибирской области, когда театру музыки, песни и танца «Чалдоны» был присвоен статус государственного ансамбля. Это был 1993 год.
С момента создания коллектива и получения статуса государственного ансамбля прошло четыре года. Темпы развития творческой деятельности были молниеносными. В 1990 году состоялась премьера первой концертной программы, и сразу же — гастрольная поездка в Швейцарию. Через два года — Румыния, еще через год — Франция.
Новый, молодой, талантливый концертный коллектив вызывал интерес и имел спрос у публики огромного количества городов и стран. Сибирский федеральный округ, центральная часть России, Восточная Сибирь, Поволжье, страны СНГ и зарубежья.
Одним из постоянных зарубежных направлений ансамбля становится Китай. Коллективом специально подготовлена программа для зрителя Поднебесной, куда вошли песни и танцы народов мира. А популярные песни, исполненные на китайском языке, были восприняты с особой теплотой и симпатией.
Балетная группа ансамбля самая многочисленная в коллективе. Фото: Государственный ансамбль песни и танца «Чалдоны»
Представители КНР и сегодня ведут активные переговоры о сотрудничестве, гастрольной деятельности, выстраивании диалога двух культур. У них изначально, генетически заложены и особое уважение, и почет к национальным традициям. С таким же пиететом они относятся и к национальной культуре нашей страны. Русские народные песни, музыка и танец всегда вызывают невероятный восторг и восхищение у китайского зрителя.
Конечно, необходимо отметить фестивали, конкурсы и телевизионные проекты, в которых коллектив принимал участие, занимал призовые места, становился дипломантом и лауреатом. Что еще раз подтверждает правильное направление деятельности и право на существование внутри культурной арены страны.
С полной самоотдачей
— В состав ансамбля входят вокальная и балетные группы, а также оркестр русских народных инструментов. Расскажите поподробнее о каждой из этих групп.
— Каждая творческая труппа нашего ансамбля — маленький мир большого искусства: вокального, инструментального и хореографического. У каждого свои характер, стать, образ и энергетика. У каждого свой фронт работы, направленный на единый результат — высокопрофессиональный и конкурентоспособный творческий продукт, то есть концертную программу. Причем во всех трех подразделениях репетиционный процесс происходит с полной самоотдачей.
Оркестр является основополагающим каждого художественного номера концертной программы. Несмотря на индивидуальные особенности артистов оркестра — это и темперамент, и возраст, и характер, и стаж, — слаженность работы видна всегда как на репетициях, так и на концертах. Надо понимать, что многое зависит и от выстроенной работы руководителя оркестра Сергея Шатилова. Он спокойный, точный, образованный и перспективный.
Что касается вокала, то он эмоциональный, наполненный смыслами, чувствующий, смелый, дерзкий, понимающий свое предназначение и миссию. Тембр каждого голоса уникален, нет повторяющихся красок, при этом каждый вьет свою партию, придает фразам особый шарм, наполняя партитуру неповторимой харизмой. Конечно, за всем этим стоит главный хормейстер вокальной группы ансамбля Юлия Кондратова. Профессионал с большой буквы, человек с атомной энергетикой, огромным опытом и багажом знаний.
Новая концертная программа пользуется любовью у зрителей. Фото: Государственный ансамбль песни и танца «Чалдоны»
Балетная группа ансамбля самая многочисленная в нашем коллективе. Масштаб, напор, работа на износ, достигающая намеченных вершин. Молодые, талантливые, техничные, постоянно совершенствующие свои навыки и умения, использующие как традиционные методы, так и новые формы развития в хореографическом искусстве. Не проходит ни дня, чтобы мы с ними детально не разобрали нюансы в танцевальной лексике, актерской игре, четкости выполнения танцевальных па. Стоит отметить, что репетитор по балету Елена Букшина точно справляется с поставленными задачами, хоть это иногда и не так просто, как кажется.
География артистов ансамбля обширна. В оркестровой группе работают выпускники нашей Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, выпускники Кемеровского государственного института культуры и института культуры Алтайского края, Новосибирского областного колледжа культуры и искусств. В составе вокальной и балетной группы также работают выпускники высших учебных заведений из Кемеровской, Новосибирской, Омской области и Алтайского края.
Секрет успеха
— Новая концертная программа «Эй, казаки, на коня…» пользуется у зрителей большим успехом. В чем, по-вашему, секрет этого успеха?
— Успех любой концертной программы — это честный диалог артистов со зрителем на художественном языке. Кроме этого, правильно подобранный репертуар, совершенно точно выстроенная драматургия концертной программы с учетом темпоритма и эмоциональной волны, элегантный и правильный костюмный ряд, высокий уровень художественного исполнения, образ, роль, перевоплощение. Самое главное — донести до зрителя эмоции. Нельзя отрицать и влияние казачьей темы концертной программы. Это же характер, манера, особая стать, мужество, бесстрашие, ловкость и духовная сила. Казачья культура — особенная, многовековая и правдивая.
Наверное, это тот самый случай, где, помимо открытого диалога коллектива с концертным залом, все составляющие, как пазлы, сложились в одно большое полотно — подтверждением всему этому стали аплодисменты, овации, слова восторга и восхищения.
Мир дружбы
— Расскажите о недавнем выступлении на Всемирном фестивале молодежи.
— Это было увлекательно, познавательно, грандиозно! В одном месте собралась молодежь всего мира. Все были наполнены решимостью созидать и строить мир во всем мире здесь и сейчас, легкие, улыбчивые, одухотворенные и настроенные на плодотворную работу.
Наше выступление проходило в рамках «Парада регионов страны», где были представлены профессиональные коллективы с их национальным колоритом практически со всей России: Адыгея, Грозный, Краснодар, Донецк, Самара, Тамбов, Красноярск, Уфа, Салехард, Хабаровск, Владивосток, Камчатка, конечно же, Новосибирск и многие другие.
Во время выступления гости фестиваля практически всегда пытались повторить движения за артистами балета, подпевали знакомые им песни, причем не только «Калинку» или «Катюшу», водили хороводы. Коллективы, представляющие культуру северных народов, проводили мастер-класс по игре на музыкальных инструментах, что вызвало невероятные положительные эмоции у иностранных делегатов. Восторг от происходящего переполнял каждого присутствующего. Всемирный фестиваль — это же как отдельный мир дружбы, крепкой дружбы.
Пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить правительство Новосибирской области, министерство культуры региона и всех, кто принимал участие в организации нашего участия во Всемирном фестивале молодежи — 2024.
Год будет интересным
— В нынешнем году вы отмечаете 35-летие создания ансамбля. Как собираетесь отпраздновать юбилей? Поделитесь творческими планами: какими новыми художественными произведениями порадуете зрителей?
— Сразу хочется отметить, что юбилейный год ансамбля «Чалдоны» проходит под единым слоганом «Эпизод-35». Мы не поленились и посчитали, что юбилейный год подарит нам более 250 проектов, в том числе и ярких событий, из которых в честь юбилея мы представим вам 35 наиболее запоминающихся и волнительных эпизодов жизни ансамбля! Это совместные концерты с творческими коллективами Новосибирска и области, творческий синтез с коллективами из соседних регионов страны, гастроли по городам Сибирского федерального округа и России, культурно-просветительские мероприятия совместно с областной Дирекцией фестивальных, конкурсных и культурно-массовых программ, конечно же, создание новых художественных произведений и костюмов. Этот год будет интересным не только для нас, но и для нашего дорогого и любимого зрителя.
Праздновать свой 35-й день рождения мы будем большим праздничным концертом, в котором примут участие наши друзья — солисты филармонии, театра оперы и балета, оркестры, хоры. Всех секретов не расскажу, хочется сохранить немного интриги. Все подробности, анонсы предстоящих выступлений, обзор событий вы найдете на нашем телеграм-канале «Чалдоны 54»! Подписывайтесь.
6+