Искусство расставлять приоритеты
Искусственный интеллект и парламентарии налаживают контакты
Рассмотрены и согласованы очередные изменения в государственные программы. Однако на этот раз формулировка «технические причины» подразумевает ни много ни мало преобразование порядка обращения с деньгами. Соответствующая информация собирается на единой площадке, процессы становятся еще прозрачнее.
Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области одобрили корректировку сразу нескольких региональных программ. Речь, в частности, шла о стимулировании жилищного строительства и обеспечении жильем молодых семей. В основном изменения обусловлены необходимостью привести программы в соответствие с новыми методическими рекомендациями.
Что делать?
Насущные вопросы регионального уровня без пристального внимания депутаты не оставили, но предпочли сосредоточиться на более масштабном. Теперь программами субъекта будут заниматься не только парламентарии, но и Федерация.
— Начиная с 2024 года формирование, согласование и утверждение госпрограмм осуществляется в какой-то интегрированной информационной системе управления «Электронный бюджет». Вот про это подробно расскажите, — обратился депутат Дмитрий Козловский к министру строительства Новосибирской области Алексею Колмакову. — У нас такое искусственный интеллект будет делать? То есть мы, депутаты, это будем просто получать из Москвы или из правительства региона? По-моему, текущее заседание комитета посвящено утверждению искусственного интеллекта. Я так это называю.
Алексей Колмаков подтвердил, что переход начался с 1 января текущего года.
— Понятно, что остается еще много вопросов по функционалу и наполнению этой системы, — добавил министр. — Предлагаем создать управляющий совет по госпрограмме под руководством Романа Теленчинова как ответственного за строительный блок. В его состав войдут депутаты Илья Поляков, Никита Галитаров и Вячеслав Илюхин. Рассмотрим все вопросы, которые возникнут при конкретизации задач.
Распределить потоки
Работа с государственными программами в интегрированной информационной системе управления «Электронный бюджет» становится общероссийской практикой. В чем суть, взялся объяснить министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Денис Архипов.
— Из программ в бумажном виде будут исключены таблицы и показатели, связанные с финансированием. Они переносятся в систему электронного бюджета, все изменения происходят там, — рассказал министр. — Конечно, депутаты продолжают оказывать свое влияние через принятие решений по утверждению бюджета, внесению изменений и так далее. То есть все решения остаются за депутатами, но формат взаимоотношений меняется.
Однако члены комитета не переставали сомневаться. Дело в том, что контроль финансирования госпрограмм Федерация осуществляла и раньше — сейчас на первый план выходит расстановка приоритетов.
— Вопрос в том, что стоит впереди: бюджет или программа с ее намерениями, паспортом, разделами, необходимым финансированием. То, о чем говорите вы, сегодня ставится впереди бюджета, — заявил членам правительства заместитель председателя комитета Вадим Агеенко. — Заложить в бюджете программы можно все что угодно, а потом узнать, что столько средств нет, придется тогда урезать. Но это уже постфактум, а планирование начинается именно с программ: с определения задач, критериев, чего хотим добиться через год, два, десять лет и сколько для этого нужно денег.
Согласно сложившейся практике, депутаты анализируют исполнение программ на протяжении длительных периодов; в зависимости от результатов вносят корректировки. Они не понаслышке знают, как происходят ситуации, когда финансирование сокращается.
В дискуссию был вынужден вмешаться заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Сёмка.
— Первичен план социально-экономического развития, — подчеркнул он. — Затем, исходя из исполнения доходной части и проекта плана исполнения доходной части, определяются приоритеты, в том числе по программам. Соответственно, потом, как вы правильно сказали, идет распределение финансов по этим мероприятиям.
Заместитель губернатора также напомнил, что цифровизация призвана обеспечивать прозрачность процессов и наличие исчерпывающей информации.
Дорогое нужное
На заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам депутаты одобрили изменение финансирования программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области» от 2023 года.
По фактическому исполнению объем средств стал меньше на 305,8 миллиона рублей, в том числе на организацию комплексного освоения земельных участков в рамках новых инвестиционных проектов и инфраструктурных бюджетных кредитов.
На 32,5 миллиона рублей, наоборот, пришлось увеличить финансирование по проблемным объектам и на 4,5 миллиона рублей — по служебному жилью. Там выросла сметная стоимость строительства одного из 13-квартирных домов.
Обрадовало депутатов известие о том, что в 2024 году наконец-то стартует строительство очистных сооружений ливневой канализации в жилых массивах «Чистая Слобода» и «Ереснинский» в Новосибирске. Стоимость работ определена в 465 миллионов рублей. Ливневая канализация также нужна Западному и Троллейному жилмассивам.
Последовал ответ, что проблемы левого берега в Новосибирске, в том числе в Ленинском районе, определены. После того как мэрия подаст соответствующие документы, заявку рассмотрит министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики региона.
— Ливневка — это дорого, но крайне необходимо, — заявил заместитель председателя комитета Илья Поляков. — Может, нам отдельно это обсудить, в каком-то формате собраться? Деньги есть федеральные. Надо просто проектировать, браться и строить. Сейчас очень удобный для этого момент.
Практически копейки
С изменениями в программе «Обеспечение жильем молодых семей в Новосибирской области» депутаты тоже согласились. Тем не менее они остались недовольны темпами и объемом предоставления целевых субсидий.
— С 2024 года мероприятия по обеспечению жильем молодых семей настоящей программы включены в структуру региональной государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области». То есть мы объединяем эти две программы, по сути, это технический момент, — доложил министр строительства Новосибирской области Алексей Колмаков.
В 2023 году на реализацию программы из бюджетов всех уровней было направлено 133,5 миллиона рублей. В текущем году на данные цели направляется 120,8 миллиона рублей. В 2025 и 2026 годах планируется предоставить 123,6 миллиона и 121,9 миллиона соответственно.
— В прошлом году у нас получилось обеспечить жильем 94 семьи, хотя планировали 84. Так как изменился объем выделенных средств, добавили еще десять человек. Если в этом году также получится увеличить — на реализацию программы, допустим, поступят федеральные деньги, — сделаем так же, — ответил Алексей Колмаков возмущенным депутатам. — В программе участвуют 910 молодых семей. Это достаточно большие количество денег и пласт работы.
Председатель комитета Олег Подойма предложил министру строительства региона предоставить сводную информацию по мерам поддержки молодых семей.
— У нас есть и другие программы, в рамках которых мы стимулируем приобретение жилья молодыми семьями, например сельская ипотека. Может, анализ сделать, чтобы цифры слишком бледно не выглядели? — посоветовал Олег Подойма. — При таких возможностях бюджета мы оказываем помощь в приобретении жилья слишком малому количеству участников программы. В Алтайском крае, где бюджет гораздо меньше, поддержка предоставляется шире. Мы периодически этот вопрос задаем, но с места он не двигается.