Когда из мегаполиса испарятся пробки?
Второй уровень зрелости интеллектуальной транспортной системы Новосибирска наступит в 2025 году
В минувшем году в Новосибирске на улице Большевистской протестировали возможности интеллектуальной транспортной системы. Так называемой ИТС — комплекса взаимосвязанных автоматических средств фиксации данных, обработки информации и принятия решений на дорогах. Как результат внедрения — пробок становится меньше, пропускная способность увеличивается.
Но когда же система заработает во всем Новосибирске по полной программе? Об этом говорили депутаты Законодательного собрания региона на очередном заседании комитета по транспортной, промышленной и информационной политике.
Сколько это стоит и сколько уже вложено?
Как объяснил членам комитета Анатолий Костылевский, министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, интеллектуальная транспортная система использует ряд технологий для повышения эффективности и безопасности на транспортных сетях.
— Важнейшее место среди элементов ИТС занимает подсистема светофорного управления и динамическая транспортная модель, которые совместно решают современные проблемы городской мобильности, — отметил Анатолий Костылевский. — Динамическая транспортная модель (своеобразный цифровой двойник дорожного движения — прим. авт.) прогнозирует развитие транспортной ситуации под системой светофорного управления. И уже на основе этих прогнозов идет планирование и управление.
По словам Анатолия Костылевского, на создание ИТС Новосибирской агломерации в 2022–2023 годах было направлено 411 миллионов рублей.
— В 2024–2026 годах планируется также обеспечить выполнение работ на 500 миллионов рублей, в том числе на 96,2 миллиона рублей — в 2024 году, — уточнил министр. — В 2023 году в Новосибирской области завершился этап создания регионального сегмента ИТС. В ходе реализации регионального сегмента установлены такие важные элементы, как подсистема светофорного управления и взаимосвязанная с ней подсистема мониторинга параметров транспортных потоков.
В 2023 году смонтировали оборудование на ключевых перекрестках Новосибирска. Сейчас идет монтаж детекторов транспорта, которые мониторят основные параметры интенсивности движения.
Что показал опыт?
На сегодня в подсистему мониторинга транспортных потоков заведено более сотни детекторов транспорта, позволяющих получать такие важные дорожные данные, как интенсивность транспортных потоков, плотность и загруженность, средняя скорость, средняя дистанция и категорирование транспортных средств.
— Также ИТС позволяет вести учет интенсивности движения по каждой полосе для оптимизации транспортных потоков, — объяснил Анатолий Костылевский. — С помощью работы искусственного интеллекта детекторы могут определить марку, модель и государственные регистрационные знаки транспортных средств. Чтобы обеспечить безопасность дорожного движения, за последние месяцы заведено девять детекторов в системе «Паутина» для передачи данных о государственных регистрационных знаках и фиксации проезда транспортных средств — это позволит отследить автомобили, находящиеся в розыске или с помощью которых совершены противоправные действия. Сейчас идет тестирование получения данных с комплексов фотофиксации и использования их подсистемой мониторинга параметров транспортных потоков как детектора транспорта. В рамках светофорного управления внедряются также новые современные методы и технологии управления транспортными потоками, основанные на адаптивном управлении. В том числе и системы, построенные на основе сценарных планов, реагирующие на изменения обстановки и корректирующие управление светофорными объектами в зависимости от транспортной ситуации в реальном времени.
Первый «блин» не комом
Анатолий Костылевский также сообщил собравшимся, что в минувшем 2023 году на основе полученных с детекторов транспорта данных протестирован адаптивный режим управления на загруженном транспортном узле непосредственно в Новосибирске. Напоминаем, что адаптивный режим позволяет светофору проанализировать данные и самостоятельно определить дорожную ситуацию: светофор автоматически переключается в зависимости от трафика без участия человека.
— Тестирование адаптивного режима светофорных объектов проходило 19 июля по адресу Большевистская — Северный спуск, Большевистская — Южный спуск, Большевистская — Добролюбова в течение четырех часов, — рассказал министр. — Заключение по результатам испытаний следующее: пропускная способность по улице Большевистской в сторону центра по всем полосам увеличилась на 27 процентов.
В 2024 году на основе системы управления транспортными потоками, чтобы достичь первого уровня зрелости ИТС, в рамках реализации городского сегмента планируется модернизировать 93 светофора, установленных на уличной дорожной сети города Новосибирска, чтобы потом присоединить их к ИТС. Кроме того, предполагается установить 243 детектора видеоконтроля и детектора транспорта, настроить программное обеспечение, разработать план внедрения сценариев управления транспортными потоками.
— Дальнейшая работа по внедрению ИТС предусматривает модернизацию подсистемы метеомониторинга, подсистемы обеспечения приоритета движения транспортных средств, подсистемы диспетчеризации управления служб содержания дорог, подсистемы управления парковочным пространством, а также интеграцию системы ИТС, — уточнил Анатолий Костылевский. — Работа по монтажу детекторов видеоконтроля и детекторов транспорта будет продолжена для дальнейшего включения в ИТС Новосибирской агломерации. В рамках муниципального сегмента ИТС продолжена работа по достижению первого уровня зрелости интеллектуальной транспортной системы. В 2023 году выполнено подключение 23 светофоров, еще 93 установят в этом году.
Что же такое «первый уровень зрелости»?
— Это доля светофоров, установленных в Новосибирске, подключенных к центру управления дорожным движением, которые бы обеспечивали адаптивное светофорное регулирование не менее двадцати процентов от общего количества светофоров. То есть у нас 23 в прошлом, 93 в этом году, и получается 116 светофоров — это уже 25 процентов. То есть по итогам этого года мы достигнем первого уровня, — резюмировал министр.
Все бы ничего, но, как напомнила депутат Елена Тырина, ранее отмечалось, что в 2024 году мы достигнем не первого, а уже второго уровня зрелости. Для сравнения: например, Москва уже давно прошла три первых этапа зрелости.
— При расходе порядка 850 миллионов рублей достаточно средств для достижения второго уровня зрелости, — уточнила она. — Суммы, которые вы назвали, — порядка 411 миллионов и порядка 500 миллионов рублей. В 2024 году мы только достигнем первого уровня зрелости, то есть о втором мы уже не говорим в текущем году? Когда же мы достигнем второго?
Анатолий Костылевский ответил, что это в планах на 2025 год и средств пока достаточно.
Председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания Новосибирской области Валерий Ильенко подтвердил, что изменения в лучшую сторону на улице Большевистской вполне ощутимые:
— Я, как человек, который часто находится за рулем, отметил, что в этом году на Большевистской пробок стало меньше, — высказался Валерий Ильенко. — Конечно, мы с ИТС отстаем, и это нужно признать, если говорить в масштабах Российской Федерации. Но тем не менее поступательные движения идут, и все планы на 2023 год выполнены. Я убежден, что и в 2024 году будет так же. Мы попросили Анатолия Костылевского провести выездное заседание — либо рабочее заседание комитета, либо выездное заседание именно на площадке, — чтобы мы смогли лично увидеть, как все происходит, что сделано за 2023 год.