USD 102.5761 EUR 107.4252
 

«Культурный мостик» до Рубенса

Светлана ФРОЛОВА
Центральное произведение выставки — картина «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой», которую художник создал в 1618–1620 годах. Оно было передано в Ирбит в далеком 1976 году из Эрмитажа как копия работы, хранящейся в Художественно-историческом музее Вены. Как считают эксперты, это ранний, авторский вариант картины художника «Кающаяся Мария Магдалина и сестра Марфа» — более поздний хранится в Художественно-историческом музее в Вене. Фото: репродукция с сайта «главный проспект.рф»
Центральное произведение выставки — картина «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой», которую художник создал в 1618–1620 годах. Оно было передано в Ирбит в далеком 1976 году из Эрмитажа как копия работы, хранящейся в Художественно-историческом музее Вены. Как считают эксперты, это ранний, авторский вариант картины художника «Кающаяся Мария Магдалина и сестра Марфа» — более поздний хранится в Художественно-историческом музее в Вене. Фото: репродукция с сайта «главный проспект.рф»

В Новосибирске покажут картины легендарного фламандца

Новосибирцы и гости города в ближайшие два месяца смогут любоваться на четырехсотлетний шедевр Питера Пауля Рубенса — картину «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Полотно долгое время считалось утерянным, но, пережив множество приключений, все-таки получило доступ к массовому зрителю. А благодаря нацпроекту «Культура» «Магдалину» увидят и в Сибири.

Напомним, Питер Пауль Рубенс — выдающийся фламандский художник, самый яркий представитель стиля барокко в живописи, один из самых прославленных и востребованных художников своей эпохи. Как рассказал начальник отдела профессионального искусства и культурного наследия управления профессионального искусства, культурного наследия и образования министерства культуры области Юрий Яшкин, выставка подготовлена Новосибирским государственным художественным музеем и Ирбитским государственным музеем изобразительных искусств в рамках национального проекта «Культура».

— Все каждый год ждут старта нацпроекта «Культура», особенно выставочной деятельности. И наши два музея всегда радуют тех, кто ждет, — отметил Юрий Яшкин. — В этом году практически сказочный старт делает наш Новосибирский художественный музей с этой уникальнейшей выставкой. Сегодня таким мостиком между людьми, которые находятся в совершенно разных историях и контекстах, выступает культура. И мы всегда сохраняем этот культурный мостик между всеми народами, которые населяют нашу землю. И сегодня этот проект очень значим для нашего города в целом — такая работа прибывает в него впервые.

Он также подчеркнул, что 2024 год подарит новосибирцам еще немало новых выставочных проектов.

С 9 февраля по 7 апреля в Новосибирском государственном художественном музее будет представлено подлинное живописное произведение Питера Пауля Рубенса — картина «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Найдена она была в коллекции известного российского хирурга в конце девятнадцатого века.

— Она хранилась в Эрмитаже 45 лет и считалась копией Рубенса, — рассказывает Екатерина Болдырева, директор музея. — После революции ее передали в компанию «Антиквариат», которая занималась перепродажей произведений искусства за границу, чтобы выручать средства для молодой растущей Советской Рес­публики. Но продать ее не получилось в силу ряда обстоя­тельств. И она так и осталась в России — ее передали в Эрмитаж. Там она хранилась в запасниках и была не в очень хорошем состоянии. Но ее туда приняли, посчитав, что это копия. Затем в 1976 году работу передали в дар Ирбитскому музею.

К реставрации полотна, возраст которого сейчас приблизительно 400 лет (оно было написано Рубенсом в 1618–1620 годах), приступили лишь в 2012 году. Сюжет картины представляет момент раскаяния святой Марии в греховной жизни. Реставратор из Нижнего Тагила Антонина Наседкина сняла с полотна четыре слоя старого потемневшего лака и обнаружила авторское произведение. Кроме того, оказалось, что в исполнении картины принимали участие два лучших ученика Рубенса — Антонис ван Дейк и Якоб Йорданс.

— В то время было принято, что некоторые части картины в мастерской дописывают ученики или подмастерья, — отметила Екатерина Болдырева. — И было установлено, что ван Дейк писал пышную юбку Магдалины и частично лицо. А второй художник дорабатывал руки. И оказалось, что Ирбитский музей хранит в своих фондах такую замечательную работу.

Также посетителям выставки покажут старинные гравюры с его полотен и гравюры лучших мастеров Голландии, Фландрии, Франции, Анг­лии XVI–XVIII веков из собрания Ирбитского музея изобразительных искусств и картины из коллекции западноевропейского искусства Новосибирского государственного художественного музея. Это старинная копия с картины Рубенса «Отдых Святого Семейства на пути в Египет», верно передающая характер оригинала из мадридского Прадо, картина «Христос среди ученых» Леонарта Брамера, художника из Делфта, чье творчество близко по своим задачам к стилю Рембрандта. А также «Танец вокруг золотого тельца» французского мастера Жака Стелла, парадный «Женский портрет» Яна Мейтенса, изображающий даму в виде богини Флоры.