Больше машин — больше аварий
Туристы стали чаще ездить на отдых по региону, но при этом не всегда соблюдают правила дорожного движения
По итогам 2023 года на дорогах зафиксирован рост количества погибших в ДТП. Профильные службы связывают это в том числе с увеличением количества транспорта.
Комитет Заксобрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике снова поднял вопрос о ситуации с дорожно-транспортными происшествиями.
Формальный характер безопасности
Председатель транспортного комитета Валерий Ильенко рассказал, что за 2023 год увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий в регионе. В черный список районов, где увеличилось число ДТП, попали Маслянинский, Болотнинский, Венгеровский, Искитимский, Карасукский, Каргатский, Колыванский, Краснозёрский, Куйбышевский, Мошковский, Новосибирский, Ордынский, Сузунский, Татарский, Тогучинский, Усть-Таркский, Чулымский, а также в города Бердск и Обь.
Как отметил законодатель, возможно, дело отчасти в том, что муниципальные программы не всегда полностью исполняются на местах.
— Мы сейчас на предкомитете обсуждали этот вопрос — такое ощущение, что комиссии по безопасности в муниципальных районах в какой-то степени носят большей частью формальный характер, — подчеркнул в начале заседания Валерий Ильенко. — Тут важно отметить, что есть районы, муниципальные образования, которые игнорируют наши обращения к ним, на сегодня это Каргатский и Кыштовский районы. Это два района, от которых мы до сих пор не получили ответа — они не предоставили комитету справку о деятельности муниципальной комиссии по безопасности дорожного движения.
Также, по словам Валерия Ильенко, Маслянинский район указал, что на 2024 год запланировано финансирование программы по безопасности дорожного движения на сумму... 10 тысяч рублей.
— Даже зачитывать не хочется, — комментирует Валерий Ильенко. — Вот это как раз и говорит о том, что работа комиссии носит формальный характер.
…Не всегда срабатывают
Как сообщил исполняющий обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства региона Игорь Миллер, за 12 месяцев 2023 года в Новосибирской области зарегистрировано 2675 ДТП, рост на 22,5 процента по отношению к предыдущему году. На дорогах погибло 279 человек — это тоже больше, чем в 2022 году. Раненых стало больше.
Выявлено 46 мест концентрации ДТП, шесть из них — на федеральных трассах, три — на областных, одно — в Искитиме.
Больше всего таких мест в областном центре. Заместитель начальника управления автомобильных дорог мэрии города Новосибирска Сергей Эпов рассказал, что по итогам 2023 года в Новосибирске увеличилось количество ДТП на 23 процента, на 21 процент стало больше раненых в результате аварий на дорогах и почти на 1,5 процента — погибших.
— По итогам 2023 года в Новосибирске было выявлено 39 мест концентрации ДТП, — уточнил Сергей Эпов, то есть, по данным мэрии, цифра больше, чем в аналитике минтранса. — 34 удалось ликвидировать, а пять сохранились и перешли на 2024 год. Но по итогам 2023 года сформировалось дополнительно еще 56 аварийно-опасных участков. Это плюсом к тем пяти, которые перешли из прошлого года. Сейчас мы изучаем статистику и разрабатываем план мероприятий. Хочу сказать следующее: те стандартные мероприятия, которые выполняются, не всегда срабатывают. Нужно выяснить, что еще влияет на увеличение количества ДТП. Поэтому в текущем году мэрия Новосибирска планирует привлечь специализированную организацию, которая поможет нам в теоретическом и практическом плане разработать комплекс мероприятий, чтобы изменить ситуацию в городе.
Тут важно отметить, что рост по количеству погибших зафиксирован на региональных дорогах. На федеральных же трассах и дорогах местного значения произошло не более трех процентов от общего количества ДТП. При этом основные виды происшествий традиционны — это столкновения транспортных средств и наезд на пешехода.
Важная деталь: чаще всего ДТП происходят в светлое время суток. То есть тут на плохую видимость не сошлешься.
Виноваты турист и плотность
По словам Игоря Миллера, неприятная ситуация на дорогах связана с увеличением количества транспортных средств: в 2023 году их зарегистрировано более одного миллиона 309 тысяч, что на 71 тысячу больше, чем в 2022-м. Среди причин роста ДТП — увеличение плотности транспортного потока, что логично. Дополнительное влияние на ситуацию оказывает, по словам и. о. министра, развитие внутреннего туризма, то есть активизация поездок туристов по области, чего раньше не было.
Напомним, в регионе с 2019 года действует рабочая группа по рассмотрению ДТП с погибшими и пострадавшими, еженедельно рассматриваются все учтенные ситуации. По рекомендациям рабочей группы проводятся рейды, гражданам разъясняют ПДД. Коллегиально принимаются решения о реализации владельцами дорог инженерных мероприятий, которые направлены на исключение причин аварий.
В 2024 году минтранс запланировал, дабы повысить безопасность движения, нанесение поперечных шумовых полос и дорожной разметки, установку стационарного освещения, обустройство пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, тротуаров и ограждений там, где они нужны, а также светофоров. Кроме того, расширяется и перечень мероприятий по пропаганде безопасности дорожного движения: например, создана региональная система информирования населения «Код безопасности». В Новосибирской области эксплуатируется 256 приборов фотовидеофиксации, в том числе 175 стационарных и 78 передвижных.
— Эффект социальной рекламы также рассчитан на длительную перспективу. Его сложно оценивать в штрафах и показателях. Поэтому задача текущего периода — расширение охвата целевой аудитории, для формирования правильных поведенческих установок участников дорожного движения, — сказал Игорь Миллер.
Кроме того, муниципальная программа по улучшению ситуации на дорогах разработана в 26 районах Новосибирской области. В шести районах срок ее действия истек и требуется актуализация. И. о. начальника новосибирского городского департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Олеся Богомазова посетовала, что разработка такого документа для Новосибирска затягивается из-за недобросовестных подрядчиков. «Но работа идет», — заверила глава департамента.
Повысить эффективность взаимодействия
В решении комитета Законодательного собрания по транспортной, промышленной и информационной политике обозначена рекомендация минтрансу проанализировать эффективность мероприятий государственной программы «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение безопасности населения на транспорте в Новосибирской области», проинформировать комитет о необходимости их актуализации, представить объем фактического финансирования программы за 2023 год.
— Мэрии Новосибирска рекомендовано предоставить информацию о работе комиссии по безопасности дорожного движения в районах города, — уточнил Валерий Ильенко. — Комитет считает необходимым повысить эффективность взаимодействия ГИБДД с районными и городскими профильными комиссиями и для этого рассмотреть возможность включения в состав комиссий представителей ГИБДД на постоянной основе.
Законодатель отметил, что депутатов очень волнуют показатели ДТП и погибших в Новосибирской области.
— Плюс 22 с лишним процента ДТП и девять с лишним процентов погибших — это ведь человеческие жизни! А человеческая жизнь — это было, есть и будет первостепенным вопросом, на который мы будем обращать внимание. Конечно же, недопустимо неиспользование средств по безопасности дорожного движения, тем более в таких объемах, — подчеркнул Валерий Ильенко.
ЦИФРЫ
В 2023 году Новосибирску направлено четыре миллиарда 355 миллионов 623 тысяч рублей субсидий на дорожную деятельность.