USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Нам говорят, не надо вмешиваться

Наталья ИВАНОВА
Еще одним вопросом в условиях дефицита кадров становится работа служб доставки. С точки зрения экспертов, здесь тоже не исключаются изменения. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
Еще одним вопросом в условиях дефицита кадров становится работа служб доставки. С точки зрения экспертов, здесь тоже не исключаются изменения. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Чем развитие интернет-торговли полезно для экономики области

Деятельность маркетплейсов как одного из наиболее интенсивно растущих каналов розничных продаж сделают более прозрачной на законодательном уровне.

Напомним, в Новосибирской области продолжается строительство крупнейшего логистического центра в Сибирском федеральном округе. Компания «Вайлдберриз», специализирующаяся на онлайн-торговле, возводит объект площадью 150 000 квадратных метров на площадке регионального промышленно-логистического парка (ПЛП). Эта хорошая история не только про расширение резидентского пула самого парка, созданного правительством региона как раз для привлечения инвесторов. Запуск центра даст возможность новосибирским производителям расширить ассортимент своей продукции на маркетплейсе, а потребителю этой самой продукции — получать заказы в еще более сокращенные сроки.

Добавим, инвестиции в строительство самого масштабного и первого собственного склада компании в Сибири сейчас оцениваются в 9,2 миллиарда рублей. Будет создано 7500 рабочих мест. Компания и Новосибирская область в августе текущего года подписали соглашение о сотрудничестве, направленное на развитие малого бизнеса. Документом определена и планируемая налоговая отдача.

Для дистанционных продаж

Как отмечают в самой компании, для электронной торговли в регионе сформированы оптимальные варианты логистики, создан комфортный деловой климат.

— Мы активно взаимодействуем в том числе с предприятиями, которые развивают интернет-торговлю, — говорит министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Андрей Гончаров. — У значимых игроков на территории нашего субъекта расположены крупные логистические и складские комплексы, поэтому в сфере доставки и дистанционной торговли мы чувствуем себя достаточно уверенно.

Министр согласился с экспертами, что наиболее активно растущий канал продаж в розницу — интернет-торговля требует регулирования со стороны государства. Об этом шла речь на пленарном заседании «Потребительский рынок: стратегии и пути в развитии регионального осеннего форума «Дни ритейла в Сибири», организатором которого выступило правительство региона. Обсуждались вопросы продовольственной и непродовольственной безопасности страны, меры господдержки, развитие несетевых форматов торговли. И вопросы регулирования тоже.

В частности, президент Российской ассоциации экспертов рынка Андрей Карпов отметил:

— Мы видим, что возникают вопросы по теме реселлеров, которые занимаются перепродажей продукции, и в общем-то, государство на сегодняшний день говорит, что пора переходить к регулированию отрасли, — считает эксперт.

Он подчеркнул, что деятельность маркетплейсов регулируется в рамках законодательства о торговле, но имеют место и свои особенности.

— В декабре 2009 года был принят закон о торговле, так как возникло достаточно большое количество наболевших вопросов относительно взаимоотношений между поставщиками и торговыми сетями, — напомнил Андрей Карпов. — Мы находимся на следующем этапе, когда онлайн-торговля начинает быть все более заметна на нашем рынке, все больше потребителей пользуется онлайн-каналами. Все это очень активно входит в нашу жизнь, что особенно видно в больших регионах.

Пока не в состоянии

Действительно, начиная с июля 2022-го по июль текущего года на той же площадке «Вайлдберриз» зарегистрировалось почти 2700 новых продавцов только из Новосибирской области. С января по июль 2023 года продажи регионального бизнеса увеличились на 98 процентов. При этом доходы продавцов бижутерии выросли на 297 процентов, хозяйственных товаров — на 240 процентов, продукции садоводства — на 224, спортивной одежды — на 174 процента.

То, что наступило время если не четко урегулировать сферу, то, по крайней мере, точечно проработать проблемы взаимоотношений между участниками рынка, отметил в ходе дискуссии и директор департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли России Никита Кузнецов.

— Не может быть, чтобы сегмент в несколько триллионов рублей оборота практически не регулировался. Это нонсенс, — заявил глава департамента. — Представители офлайн-ритейла знают, что есть твердые правила. Во всяком случае, никакой федеральной торговой сети не придет в голову менять условия раз или два в неделю. А на маркетплейсах обычная ситуация, когда один из сотен тысяч продавцов открывает утром электронную почту, а там — новые правила, по которым теперь он должен работать. Нам говорят, не надо вмешиваться, рынок сам отрегулирует, но, к сожалению, он не в состоянии. Поэтому за дело придется взяться нам.