Будет как в Красноярске
Рост цен на коммунальные услуги влечёт за собой вопросы по поводу качества этих самых услуг
Сдерживать цены на коммуналку больше нельзя? Комитет Законодательного собрания по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам разбирается в ситуации. А она в том и состоит, что настало время заявок на повышение. И они могут подняться на 12,7 процента в 2024 году.
О росте цен на энергоносители депутатам профильного комитета в деталях рассказал руководитель департамента по тарифам Новосибирской области Гарей Асмодьяров.
Фото: Андрей Заржецкий
— Правительство Российской Федерации Распоряжением от 10 ноября 2023 года № 3147-Р «Об индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонениях по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2024–2028 годы» утвердило для Новосибирской области индекс изменения размеров вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2024 год в среднем по субъекту в размере 9,5 процента и предельно допустимое отклонение индекса по отдельным муниципальным образованиям — 3,2 процента, — сообщил Гарей Асмодьяров. — То есть суммарно отклонение по отдельным муниципальным образованиям может составлять не более 12,7 процента.
Свет и тепло
Уже установлены тарифы на 2024 год на электрическую энергию.
— Тарифы, без учета дифференциации по зонам суток и понижающим коэффициентам для населения, проживающего в городских населенных пунктах, установлены на первое полугодие 2024 года в размере 3,36 рубля за киловатт/час, без роста; на второе полугодие — в размере 3,66 рубля за киловатт/час, с ростом по отношению к уровню первого полугодия 2024 года на 8,9 процента. С учетом понижающего коэффициента 0,8 тарифы, без учета дифференциации по зонам суток для населения сельских населенных пунктов, на первое полугодие составят 2,68 рубля за киловатт/час, без роста. И 2,93 рубля за киловатт/час — во втором полугодии 2024 года, с ростом к уровню первого полугодия 2024 года на 9,3 процента.
Острота текущего «тарифного» момента ощущается болезненнее на фоне роста цен на те же яйца в продуктовых магазинах и в целом предновогоднего подорожания. Минпромторгом Новосибирской области в соответствии с поручением Президента РФ Владимира Путина и губернатора Андрея Травникова решается вопрос по снижению стоимости и расширению поставок продукции птицефабрик. Напомним, что в феврале 2024 года по поручению губернатора на левом берегу Новосибирска планируется открытие постоянно действующей социальной ярмарки. Кроме того, в декабре 2023-го состоится более десятка ярмарок, где можно будет приобрести продукты по сниженным ценам. В частности, в областном центре 22 декабря такая предновогодняя ярмарка пройдет в Первомайском районе, 23 декабря — в Ленинском и Советском, 28 декабря — в Калининском. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
Кроме того, установлены цены на сжиженный газ для бытовых нужд населения для потребителей услуг Новосибирскоблгаза. С 1 января 2024 года тариф на газ вырастет на 9,5 процента.
— Тарифы на 2024 год в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, тариф на твердое топливо, предельный единый тариф на услугу регоператора на текущий момент не установлены, — отметил глава департамента. — Работа будет завершена до 20 декабря текущего года.
Вопросы и ответы
Конечно, такие новости не могли не вызвать вопросы у парламентариев.
— По отдельным муниципальным образованиям рост тарифов — 12,7 процента. Это какие из муниципалитетов? — спросил Виктор Илюхин.
Фото: Андрей Заржецкий
По словам Гарея Асмодьярова, имеются в виду муниципальные образования, где реализуются модели ценовой зоны теплоснабжения.
— Это города Новосибирск, Обь, Куйбышев, — уточнил руководитель департамента по тарифам Новосибирской области. — Также в этот список попадут отдельные муниципальные образования, где будет увеличен тариф на горячую воду в связи с тем, что здесь такой показатель, как размер тепловой энергии, которая идет на подогрев куба холодной воды, в настоящее время ниже показателей, которые утверждены по другим муниципальным образованиям. Это сложилось по разным причинам. И самая главная — недопущение значительного увеличения роста платы граждан при доведении коэффициента до необходимого. Мы понимаем, чтобы нагреть куб воды, нужно затратить определенное количество энергии. Вот по отдельным муниципальным образованиям этот объем тепловой энергии был физически такой же, но экономически он был ниже. Поэтому коэффициент этот мы будем поднимать до тех параметров, которые физически обоснованы.
Но не только вопрос цен на энергоносители интересовал депутатов. Есть и еще одна «незакрытая» история — с вывозом мусора. Депутатам стало интересно, за счет чего вырос тариф, какие услуги были в него заложены.
— А что было заложено в тарифе на вывоз мусора? Сейчас стало понятно, что мы недосчитываемся в бюджете определенной суммы, кажется, триста миллионов пытаются предъявить бывшему регоператору. Когда «Новосибирск-Экология» заходила в регион, говорилось, что они очень многое сделают — и закупят контейнеры, и площадки для сбора мусора устроят, — спросил депутат Виктор Илюхин. — Ничего этого сделано не было. Была просто-напросто обыкновенная прокладка из нескольких человек. Те деньги, которые они собирали на тариф, — они что, на них все выполнили? А мы тут задаемся вопросом, что мы им можем предъявить?!
«Нужно занять жёсткую позицию…»
Однако, как пояснил Гарей Асмодьяров, инвестиционной составляющей в тарифе на ТБО... не было.
— На самом-то деле структура тарифа проста до невозможности, — пояснил глава департамента. — Основную часть, 85 процентов, тарифа составляли услуги транспортировщиков. Порядка трех-пяти процентов (около 100 миллионов рублей) — расходы самого регоператора. Оставшаяся часть — то, что оплачивали за услуги по утилизации мусора, полигоны.
При этом, как дополнил Гарей Асмодьяров, по результатам проверки, услуги субподрядчиков оплачивались гораздо ниже, чем услуги подрядчика регионального оператора.
— Я считаю, что мы должны занимать более жесткую позицию в отношении этого бывшего регоператора! — резюмировал Виктор Илюхин. — И если ни у кого нет ответа на этот вопрос, я тогда отвечу: раз наши местные правоохранительные органы не могут ничего сделать, давайте обратимся в Москву, в Генеральную прокуратуру! Не оставлять же это просто так! Давайте дойдем, докуда мы можем дойти!
Заместитель председателя комитета Вадим Агеенко также взял слово и напомнил коллегам, как в прошлом году утверждались тарифы на вывоз твердых бытовых отходов.
Фото: Андрей Заржецкий
— Насколько я вижу и знаю, когда тариф устанавливается жесткий, жестко ведет себя и сам департамент — в тариф лишнюю копейку не включает, — отметил Вадим Агеенко. — Никакой там инвестиционной составляющей не было и не может быть по методичкам, потому что программ этих не было. Нет составляющей на полигоны. Кстати, полигоны у нас очень дорогие: один стоит 3,5 миллиарда, другой — 3,2 миллиарда. Это дорого, и никто это в тариф пока не включит — может, потом, через два-три года. Большая часть тарифов — ни на тепловую энергию, ни на воду — пока не установлены, только на газ и электроэнергию. Думаю, в ближайшую неделю вопрос решится. Основные цифры озвучены: 9,5 процента — это приличное увеличение. Это среднее на круг — у кого-то будет 12, у кого-то — семь. Разные муниципалитеты по-разному будут себя вести.
Кроме того, Вадим Агеенко напомнил, что много лет в Новосибирской области тариф рос на уровне 4,2–4,5 процента в год. И тариф этот «держали».
— Но хозяйственники меня поймут, — подчеркнул парламентарий. — Если до предела сдерживать тариф год, два, три, пять, десять, а на инвестирование взять денег неоткуда — либо из бюджета, либо от населения, — то, конечно, некоторые отрасли будут приходить в упадок. Они и приходили в упадок. Не нужно говорить, что мы тут сами что-то поднимаем. Во-первых, Москва до этого в итоге дошла — из 4,5 до 9,5 выросли тарифы. Принятый сейчас рост тарифов на 9,5 процента — это такой же уровень, как установили в Красноярске, Томске, Омске. Поэтому да, тариф вырастет, и это нужно понимать.
В итоге депутаты комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам поддержали предложение своего председателя Олега Подоймы и проголосовали за утверждение тарифов на 2024 год по газо- и электроснабжению.
СПРАВКА
Последний раз тарифы на жилищно-коммунальные услуги в Новосибирской области индексировались с 1 декабря 2022 года, и их действие рассчитано сразу на полтора года.
ЦИФРЫ
К слову, за тот же период пенсии индексировались трижды и выросли более чем на 23 процента.
По решению правительства Новосибирской области в 2023 году зарплата бюджетников увеличена на 16 процентов, на 2024 год также предусмотрена индексация зарплат.
В 2023 году все меры социальной поддержки проиндексированы на 14 процентов, на 2024 год также запланирована индексация.
С 1 июля 2024 года планируется индексация тарифов в среднем на 9,5 процента в соответствии с нормативными актами Правительства РФ — от 5 до 14 процентов по разным видам услуг в зависимости от муниципального образования, что соответствует накопленной за данный период инфляции.
НАПОМНИМ
В регионе действуют меры социальной поддержки граждан: компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежемесячная денежная выплата.