Чисто и быстро ехать там, где чистят
Областной автопарк снегоуборочной техники пополнился на 100 машин и приведён в полную готовность к любым сезонным ситуациям
В Новосибирске на улицах и во дворах — естественный каток, присыпанный снежком. За пределами мегаполиса же с прошлой недели на дорогах неустанно работают службы. Предстоящей зимой, чтобы бороться с заносами, на областные дороги готовы выйти более 1120 специализированных машин. Они уже работают, подрядчики следят за процессом дистанционно, благо цифровизация позволяет делать это онлайн с помощью специально созданного сайта.
На минувшей неделе, буквально в снегопад, чтобы уж убедиться, так убедиться воочию, специалисты министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области вместе с журналистами проверили готовность подрядных организаций к зимнему периоду. Еще раз подчеркнем: речь идет о дорогах областного значения.
Что такое хорошо и что такое плохо
На 21-м километре автомобильной дороги К17- Р, куда мы добрались быстро, всего часа за полтора на легковом автомобиле, нас уже ждали. Напомним, эта трасса ведет прямиком в Казахстан из Новосибирска. По дороге колонной идет снегоуборочная техника, собственно благодаря которой мы с комфортом долетели до места. Что и называется «здесь чистят дороги», а не когда говорят, что чистят, а снега — по колено. Плохим «танцорам» всегда что-то мешает, та же погода, а хорошим и непосредственно осадки не помеха.
Директор Ордынского дорожного ремонтно-строительного управления Евгений Гонцев объяснил, почему в авангарде колонны запускают КамАЗы.
Фото: Андрей Заржецкий
— Их функция — перед началом осадков либо в момент начала осадков проехать по автомобильной дороге, распределить противогололедные реагенты, — объясняет Евгений Гонцев. — В дальнейшем они объединяются с тракторами после обработки и начинают чистить проезжую часть от рыхлого снега. На КамАЗах мы видим впереди отвалы — они основные снежные массы скидывают. Все, что отвалами не забирается, счищают щетки. А следом за ними уже идут тракторы. Тракторы скидывают это все на обочину, и дальше у нас стоит грейдер, который скидывает снег уже с обочины в откос с проезжей части, чтобы ни на обочине, ни на проезжей части не было снежных накоплений.
Фото: Андрей Заржецкий
Круглосуточно на этой дороге работает 10 машин. По словам Евгения Гонцева, этого достаточно, чтобы содержать трассу в чистоте.
— Вообще, у нас нет такого понятия, как плохая или хорошая уборка, — комментирует специалист. — Есть нормативное состояние и ненормативное. В первом случае на проезжей части в момент снегопада слой рыхлых снежных масс составляет не более двух сантиметров — должно быть нормативное сцепление шин автомобиля с покрытием проезжей части. Два сантиметра — это критическая норма. Если теряется сцепление шин автомобиля с покрытием проезжей части, это может привести к дорожно-транспортному происшествию. Ненормативное состояние дороги — это когда все «закатано», везде лежат сугробы, в том числе на проезжей части. Но мы такого не допускаем.
Зима пришла не внезапно
В чем мы еще убедились в нашем путешествии: на дороги в нашем регионе высыпают два вида реагентов: пескосоляную смесь и регенты типа «Бионорд».
Фото: Андрей Заржецкий
— Пескосоляная смесь заготавливается у нас с осени. Она бывает двух видов: в период мягких погодных условий (как, например, сегодня — минус десять градусов) она десятипроцентная. В период сильных морозов — двадцатипроцентная. Наша потребность на этот участок дороги — полторы тысячи тонн на сезон. И на сегодня все это уже заготовлено. Смесь везется с пескобазы, там дежурит погрузчик. Автомобили подъезжают, загружаются и едут уже на автомобильную дорогу. Что касается «Бионорда», конечно, по сути, это агрессивная среда для транспорта. Но тем не менее для окружающей среды он безвреден. У него есть все сертификаты, подтверждающие его пригодность к использованию на автомобильных дорогах. Он растапливает снег, лед, и это позволяет нам не допустить появления накатов на проезжей части.
По информации министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, автомобильная техника и противогололедные материалы готовы к использованию: существующего объема достаточно, чтобы обеспечить работу на зимний период.
— Полностью завершена подготовка техники для проведения работ по снегоочистке и обработке ПГМ. Всего в подрядных организациях в зимний период эксплуатации автодорог задействовано 1126 единиц техники. За год парк увеличился на 100 машин, — отметил замминистра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Игорь Миллер. — Вся эта техника имеет навигационное оборудование. Заказчики — владельцы дорог отслеживают работу этой техники. Видны треки, в режиме реального времени можно увидеть, где эта техника работает, с какой скоростью двигается, где останавливается и так далее.
За работой снегоуборщиков можно следить дистанционно через специальный сайт. Увы, сейчас это доступно не всем, а только подрядчикам и заказчику. Почему? Все просто: в текущее время подобные «обзоры» могут невольно сыграть на руку гражданам с недобрыми намерениями. Но журналистам на месте показали, как работает этот «дистант» в телефоне у замминистра: обзорные камеры — их всего 190, по каждой из машин можно посмотреть отдельный трек. Как пояснил Игорь Миллер, «если у вас есть потребность, можно заехать в диспетчерский пункт ТУАДа — там на большом экране все покажут и расскажут. Но даже с монитора телефона хорошо видно состояние покрытия — успели убрать снег или нет». По данным на момент демонстрации карты, на дорогах Новосибирской области снег чистили одновременно 448 единиц техники. Фото: Андрей Заржецкий
По словам чиновника, для прогнозирования работ установлено 35 микростанций.
— Помимо традиционных прогнозов, мы видим прогноз по покрытию, его состоянию: температуре покрытия, концентрации на нем соли, возникновению гололедных явлений и так далее, — рассказал Игорь Миллер. — В целях превентивных мероприятий по снегопереносу на дорогах устанавливаются традиционно снегозадерживающие щиты. Но эти работы начнутся вместе с установлением снежного покрова. В целом мы готовы к зиме. Учитывая неблагоприятные погодные условия, рекомендуем водителям быть внимательней на дороге, соблюдать скоростной режим, дистанцию и без необходимости не выезжать на полосу встречного движения. И руководствоваться дорожной и погодной обстановкой.
Есть ещё песок в пескохранилищах
Также, по словам заместителя министра, подрядными организациями проведены работы по закрытию отверстий водопропускных труб. Специалисты проверяют автомобильные дороги на наличие дефектов покрытия и устраняют их при обнаружении. Пескосоляной смеси также хватит на дороги с плотным движением.
На трассах региона в морозные дни водителей с пассажирами в экстренном случае готовы принять пункты обогрева. Подрядчики оборудовали их генераторами, тепловыми пушками, инструментами для ремонта транспорта, проводами для «прикуривания» аккумуляторов, а еще здесь могут согреть невольных постояльцев, наделив валенками и пледами. При необходимости подрядчики помогут водителю добраться до ближайшего теплого места. Фото: Андрей Заржецкий
— Традиционно мы заготавливаем пескосоляную смесь, противогололедные материалы, на дороги с высокой интенсивностью, — говорит Игорь Миллер. — На дороги Кочки — Павлодар и Колывань — Томск — Ленинск-Кузнецк применяются реагенты, которые способны работать в низкие температуры — ниже 25 градусов. Заготовили мы материалы на весь зимний период — больше ста тысяч тонн пескосоляной смеси и отдельных компонентов: песок, соль. Все эти материалы хранятся в специальных ангарах, отдельных подразделениях и на свежем воздухе, постоянно перемешиваются для оперативного использования в дорожной сети. Все реагенты имеют экологические паспорта безопасности, например «Бионорд».
Кроме того, большое внимание уделяется и школьным маршрутам.
Фото: Андрей Заржецкий
— Весь зимний период все школьные маршруты области находятся на ежедневном контроле. Диспетчерский пункт территориального управления автомобильных дорог во взаимодействии с министерством образования осуществляет контроль за движением школьных автобусов. За перерывы в движении школьного маршрута по вине подрядчика предусмотрен штраф, — предупредил Игорь Миллер.
Также полностью завершена работа по предотвращению снежных заносов на дорогах: заранее окошена трава на обочинах проезжей части трасс, вырублены кустарники, устанавливаются снегозадерживающие заборы.
КСТАТИ
В Новосибирской области функционируют 42 пескобазы, на которых запасено:
— более 102 тысяч тонн песко-соляной смеси;
— 70 тысяч тонн песка;
— 9,3 тысячи тонн соли;
— 1,5 тысячи тонн современных экологичных противогололедных материалов;
— 105 тонн топлива для техники.
ВАЖНО ЗНАТЬ
Оперативные обращения водителей принимаются круглосуточно по номерам телефонов:
730 — для абонентов МТС;
8-913-949-00-30 — для абонентов других сотовых операторов;
112 — Единый номер экстренных служб;
8 (383) 335-81-55 — территориальное управление автодорог.