Когда безопасность на высоте
В Новосибирске разрабатывают эффективную защиту от дронов
На рабочем совещании с участием руководства Управления вневедомственной охраны Минтранса России в Новосибирске обсуждали, так ли безопасно сегодня летать самолетами, ездить поездами и просто жить. И что предпринимается для нашей с вами защиты.
На передовом рубеже
Как защитить от незаконного вмешательства и угрозы атаки беспилотника (БПЛА) транспорт и пассажиров во время, когда таких летательных аппаратов становится все больше и больше? На минувшей неделе на базе Сибирского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» состоялось совещание с участием первого заместителя генерального директора предприятия Андрея Рогового.
В совещании по вопросам обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры принял участие председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике Валерий Ильенко.
Фото: Светлана Фролова
— Транспортная безопасность для меня не пустые слова, — отметил Валерий Ильенко. — Я, как человек, отработавший в отрасли более 43 лет и возглавляющий комитет Заксобрания, понимаю, что такое ответственность за транспортную безопасность, особенно в сегодняшних условиях.
По словам парламентария, если опираться на цифры, то более семи тысяч объектов по Сибирскому федеральному округу требуют участия охраны: «Объем, который ложится на плечи федерального унитарного предприятия, — это 1255 объектов юридических лиц и более 700 ИП. Убежден, что не до конца осознается эта ответственность, в первую очередь руководителями субъектов, крупных городов».
— Мы должны опираться в первую очередь на законодательную базу, — подчеркнул Валерий Ильенко. — К сожалению, законы, которые у нас существуют, не всегда совершенны, поэтому над этим необходимо работать. В 2022 году мы по инициативе директора Сибирского филиала Сергея Ермолаева проработали и внесли в Совет законодателей Российской Федерации поправку в статью 12 Закона «О транспортной безопасности». Сегодня могу вас проинформировать, что Совет законодателей одобрил эту поправку и в октябре будут вноситься изменения в первом чтении.
Также Валерий Ильенко подчеркнул, что на уровне субъектов Российской Федерации, в том числе в Новосибирской области, отношение к проблеме транспортной безопасности очень серьезное.
— Сейчас мы, без всякого преувеличения, находимся на передовом рубеже, точно так же, как и наши защитники, участники специальной военной операции. Сегодня мы все без исключения должны осознавать, что на безопасность необходимо обращать еще больше внимания. Я вас заверяю, что на территории Новосибирской области на уровне Законодательного собрания, правительства региона поддержка будет. Мы готовы всесторонне поддерживать поступающие инициативы, содействовать, помогать, — резюмировал Валерий Ильенко.
О важности человека с ружьём
Как отметил первый заместитель генерального директора Управления ведомственной охраны Министерства транспорта России Андрей Роговой, проблема вооруженности охраны имеет сейчас очень большое значение, особенно для владельцев объектов. По его словам, согласно новым изменениям в законах ведомственная охрана наделена правом борьбы также и с беспилотными аппаратами.
Фото: Светлана Фролова
— К сожалению, в последние семь лет большинство объектов, которые раньше охранялись с оружием, стали отказываться от такого вида услуг. Но, как показывает практика и ситуация с Крымским мостом, уже просто присутствие человека с оружием имеет психологическое воздействие на потенциального нарушителя, даже без учета возможного его применения, — отметил Андрей Роговой. — А если добавить, что мы наделены правами по пресечению функционирования БПЛА, одним из способов пресечения является применение огнестрельного оружия. Поэтому использование специальных средств сейчас имеет большое значение.
Как уточнил Андрей Роговой, контроль за безопасностью на транспорте — многоуровневый и серьезный.
— На каждом из уровней этот контроль осуществляется, и определенные результаты по повышению качества услуг у нас уже видны, — сказал первый заместитель генерального директора Управления ведомственной охраны Министерства транспорта России Андрей Роговой.
Угроза нарастает, нарушения продолжаются
Как рассказал заместитель начальника управления по транспортной безопасности МТУ Ространснадзора по СФО Алексей Менщиков, сейчас, в связи с проведением в Российской Федерации специальной военной операции, деятельность служб охраны осуществляется в условиях нарастающей угрозы со стороны иностранных государств по дестабилизации обстановки на объектах транспортной инфраструктуры.
Фото: Светлана Фролова
— Для сравнения: в 2021 году в СФО зафиксировано всего 16 угроз — фактов незаконного вмешательства, а в 2022 году уже было более 520 угроз — в основном, конечно, это были ложные сообщения о минировании. Но даже ложные вызовы требуют вмешательства и работы специалистов, — сообщил Алексей Менщиков.
По его словам, в этом году профильные специалисты внепланово проверили 262 объекта в Сибирском федеральном округе: мосты и путепроводы, мостовые сооружения, тоннели, вокзалы и станции ОАО «РЖД». А также объекты Новосибирского метрополитена и воздушного транспорта.
Всего в 2023 году в рамках двух плановых и 55 внеплановых проверок выявлено 270 нарушений в области транспортной авиационной безопасности.
При этом основные выявленные нарушения были связаны с ненадлежащим выполнением сотрудниками транспортной безопасности возложенных на них должностных обязанностей по защите. Например, не соблюдались правила проведения досмотра, не проводилась сверка и проверка документов, не использовались сертифицированные системы для досмотра и обнаружения запрещенных предметов и веществ, а охрана и вовсе осуществляется неаккредитованными людьми.
Дрон-полицейский на подлёте
Какие сегодня есть способы противодействия беспилотным летающим аппаратам? По словам и. о. заведующего кафедрой «Основы теории механики и автоматического управления» Омского государственного технического университета Григория Русских, наиболее острый характер проблема БПЛА приобрела в последние шесть лет, когда были атакованы объекты инфраструктуры в Саудовской Аравии и в рамках операции в Сирии. Беспилотники опасны еще и потому, что в последнее время стали очень доступны — управлять БПЛА может даже школьник, обладающий какими-то базовыми техническими знаниями и имеющий доступ к интернету. А угрозы от БПЛА уже даже имеют свою классификацию: доставка нелегальных грузов, несанкционированная слежка, технический перехват данных и иные диверсии.
Так выглядит специальное противодронное ружье. Фото: Светлана Фролова
Для противодействия дронам разрабатываются новые технологии. Среди них есть методы, связанные с перехватом управления, например противодронные ружья — это такие антенны для направленного воздействия на дрон при помощи определенного радиосигнала, чтобы создать помехи в управлении. Или противодронные чемоданчики — системы подавления дронов: прибор вычисляет местонахождение пульта управления дрона и разрывает канал связи с ним. Однако эволюция дронов стремительна, новые виды беспилотников сегодня появляются раз в полгода. Отсюда вывод: средства защиты также должны постоянно совершенствоваться.
По словам генерального директора ООО «ЛЭМЗ-Т» Юрия Светличного, на сегодняшний день в Интернете присутствует огромное количество различных средств обнаружения дронов.
Фото: Светлана Фролова
— И у меня, как у специалиста, большинство заявленных характеристик этих средств вызывают большое сомнение, — комментирует Юрий Светличный. — Считаю, что сегодня самое эффективное средство обнаружения беспилотников в бытовом применении — это средство инфракрасного и видимого диапазона, то есть видеокамера. Что касается наиболее эффективных средств противодействия, я бы выделил три основных — это средства радиоэлектронной борьбы (ружья), средства активного противодействия (дроны-перехватчики, которые разрабатываются в том числе в Томске). Например, дрон-полицейский скоро выйдет в серийное производство. И еще турели — средства, сбивающие мелкие дроны, — тоже показывают эффективные результаты, но применять их в городской среде, наверное, проблематично. Сейчас мы готовы сформировать комплексное предложение по созданию унифицированного средства для защиты.
…А я не уберу свой «чемоданчик»
Доцент кафедры автоматизированных электроэнергетических систем НГТУ Алексей Петрищев взял слово последним и сообщил собравшимся, что в университете уже сейчас действует центр компетенций по БПЛА, в котором ведутся разработки методов эффективной защиты от дронов.
Алексей Петрищев демонстрирует участникам рабочего совещания пластиковые пластины и уточняет, что в ружьях БПЛА используются такие же антенны. Фото: Светлана Фролова
— Я уже двадцать лет занимаюсь не электроэнергетикой, а антеннами — разработкой эталонов и в том числе измерительных систем, которые относятся к антенной технике. В последнее время специалисты центра компетенций БПЛА попросили нас поучаствовать в испытаниях собственных БПЛА, в том числе попробовать с ними побороться, поскольку они разрабатывают не боевые устройства, а коммерческие, различного размера и нагрузки, — сообщил Алексей Петрищев. — А мы немного знаем об антеннах, которые в указанных частотных диапазонах могут применяться, и примерно представляем, как вся эта внутренняя структура средств подавления устроена. Так вот, хотелось бы уточнить следующее: настольная книга каждого, кто в этом хочет участвовать, — это монография двадцатого года выпуска профессора военной российской академии Сергея Макаренко «Противодействие беспилотным летательным аппаратам». На двухстах страницах изложено, на каких частотах мы боремся, какими способами. И презентация из Томска — это как раз дайджест содержания этой книги.
Алексей Петрищев показал собравшимся две пластиковые пластины и уточнил, что в ружьях БПЛА применяются такие же антенны.
— Внутри ружей используются разные конструкции, например что-то подобное, — сообщил Алексей Петрищев. — Вот такие китайские антенны собираются в «сэндвич», их эффективность невелика. Нужно заниматься разработкой качественного продукта с хорошим коэффициентом согласования, тогда эффективность повышается.
Доцент уточнил, что универсального решения для спасения от БПЛА сейчас не существует: «это всегда какой-то компромисс». Но все-таки обнадежил собравшихся: скоро в Новосибирске состоятся первые выездные испытания усовершенствованных средств защиты от БПЛА.
— Сейчас мы на пороге создания своих собственных противобеспилотных ружей и показанных в презентации «чемоданчиков» с соответствующей мощностью в несколько сотен ватт, которые можно размещать по периметру и которые купольным образом могут что-то «накрыть». Полностью поддержу предыдущего докладчика: все, что написано в интернете — хорошие цифры, приятные цены, — ничему этому верить нельзя. Все это требует входных испытаний и контроля. После 18 сентября у нас состоятся первые выездные испытания с нашим центром компетенций. Попробуем немного повоздействовать на их БПЛА с помощью наших антенн и покупных генераторов шума. И есть вероятность, что через некоторое время мы начнем массово производить что-то такое уже сами.