USD 80.7689 EUR 90.7062
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

У вас ещё целый пол? Тогда ЖКХ идёт к вам!

Наталья ИВАНОВА
В доме, где живет Людмила Васильевна, через несколько лет запланирован капитальный ремонт. Будут не только делать фасад, но и менять общедомовые сети. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
В доме, где живет Людмила Васильевна, через несколько лет запланирован капитальный ремонт. Будут не только делать фасад, но и менять общедомовые сети. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Кто прав и кто виноват? Собственник или управляющая компания?

74-летняя Людмила Кашакутова живет в старой двух­этажке. Живет плохо, потому что коммунальщики разнесли летом ее квартиру, чтобы отремонтировать общедомовые коммуникации, а привести в должный вид раскуроченное жилище пожилой женщины отказались. Читательница к кому только ни обращалась, все без толку. Что делать? — ее вопрос редакции. Разбираемся.

Людмила Васильевна проживает в искитимском микрорайоне Ложок. Ее дом — одна из 24-квартирных двухэтажек, которые строились в далеких 70-х годах в качестве временного жилья. Подвалы в жилых зданиях не предусмотрены, поэтому общедомовые коммуникации размещены непосредственно под квартирами первых этажей. В одну из таких «надкоммуникационных» однешек и поселила судьба нашу читательницу.

Беда пришла в дом шесть лет назад: трубы, питающие здание коммунальными водами, пережив положенный жизненный цикл, отдали концы своему коммунальному богу. Не сразу все, а постепенно. Очередной коллапс случился в 2022 году: под кухней Людмилы Васильевны забил источник, и отнюдь не лечебный. Чтобы устранить аварию, управляющая компания разобрала пол в квартире нашей собеседницы — не только в кухне, но и в коридоре, и в жилой комнате. Не передать словами ощущения жилицы — яма с рабочими в квартире, но что поделать? А поделать надо было не ей, а «управляшке» — вернуть раскопанному жилищу первоначальный вид. Возвращали его, точнее, пытались возвратить целых 3,5 месяца. Но...

Ходить было опасно

Людмила Васильевна осталась недовольна качеством выполненного ремонта. Работу она попросила переделать, управляющая компания отказалась. Более того, как рассказала хозяйка квартиры, на нее «стали оказывать психологическое давление и даже размещали в доме объявления, в которых извещали собственников о том, что Людмила Васильевна не допускала управляющую компанию к месту аварии».

Женщина потребовала у управляющей компании предоставлять акты выполненных работ и осмотров квартиры, но ей и в этом было отказано. Хождение по инстанциям не давало результатов. Прошел почти год. И вот в августе 2023-го во время визита в Искитим руководителя Государственной жилищной инспекции Новосибирской области пожилая женщина воззвала к региональному чиновнику. И получила-де от него совет, как она с печалью сообщает, решать вопрос в суде.

У Людмилы Васильевны как-то сразу стало нехорошо на сердце. Надо сказать, многолетнее бремя жизни с гнилыми трубами под полом, авария, операция по ее ликвидации и борьба с разрухой взяли верх над немолодым организмом: обострились хронические заболевания, последовала госпитализация. У женщины в квартире завяли все цветы: таких условий жизни, в которых оказалась наша читательница, не смогли вынести даже неприхотливые растения. «Да просто передвигаться в квартире со вскрытыми полами, сами понимаете, было опасно!» — говорит наша собеседница. Как могла, своими силами она привела стены в порядок, но переложить полы ни духу, ни средств у пенсионерки не хватает. Для УК указа, как выяснилось, нет. Вот разве что суд...

Некорректно и недобросовестно

Дом, в котором живет Людмила Васильевна, был построен в 1970 году. Он не является аварийным. Это здание одной из распространенных в тот период серий 1-468Н-2. Подобные объекты можно найти практически на всей территории современной России. Примечательно, что ситуация, про­изошедшая в типичном для страны многоквартирном доме, не менее типична: и другим россиянам, а не только Людмиле Васильевне, приходилось вести борьбу за восстановление квартир после того, как сотрудники жилищно-коммунальной сферы разобрали полы, чтобы получить доступ к общим коммуникациям для устранения аварий.

Как известно, содержать общедомовое имущество обязана управляющая компания. Таким образом, именно коммунальщики должны следить за тем, чтобы коммуникации были исправны. Но если авария все-таки произошла, а к месту ее возникновения невозможно добраться иначе как только разобрав пол в жилой квартире, то собственник все-таки тоже имеет свои обязанности, а именно — такой доступ обеспечить.

А еще после того, как авария ликвидирована, управляющая компания действительно должна качественно восстановить нарушения в такой квартире. Получается, что управляющая компания не только допустила аварию на общедомовом имуществе, но и поступает некорректно, затянув сроки ремонта и выполнив его, по мнению Людмилы Васильевны, плохо.

Оставалось воспользоваться советом жилищной инспекции и обратиться в суд. Помимо всего прочего, пожилой женщине, изрядно уставшей от дискомфортного общения с управляющей компанией, пришлось бы собирать доказательства — например, пригласить специалиста, чтобы оценить ущерб.

Другая точка зрения

Узнав о неприятной для читателя газеты «Советская Сибирь» ситуации, редакция с официальными запросами обратилась в управляющую компанию «Ложок» и в Государственную жилищную инспекцию Новосибирской области.

Ответ поступил от начальника Государственной жилищной инспекции Новосибирской области Александра Полищука. Случай, произошедший в Искитиме, известен. По его данным, в подпольном канале под квартирой Людмилы Васильевны капитально ремонтировали систему отопления. Здесь вскрывали полы, демонтировали бетон, старые трубы отопления, горячего и холодного водоснабжения, проводили сварочные работы, монтировали трубы на замену и восстанавливали поврежденные полы. Стои­мость работ и фактические затраты составили 205 262 рубля. Источником денежных средств определен утвержденный общим собранием собственников помещений целевой сбор.

Жилищная инспекция регио­на располагает данными, что восстановление коммуникаций заняло меньше чем 3,5 месяца, о чем, по ее информации, имеются подписанные Людмилой Васильевной акты выполненных работ.

Про волокиту и суды

Остается добавить, что в день, когда были направлены официальные запросы, в редакцию снова позвонила Людмила Васильевна. Настроение у нее было совсем другое. Обрадованная женщина рассказала, что с ней наконец-то в корректной манере побеседовали представители управляющей компании. Стороны договорились, что во второй декаде сентября напополам купят линолеум. А вот укладывать его коммунальщики будут сами и за свой счет. Пока идут подготовительные работы. Будут ли они завершены и какого качества окажутся, покажет время.

Наверное, официальным лицам волокита могла представляться вполне удобным способом повернуть ситуацию в свою пользу. Предполагаем, надежда была и на то, что пожилой человек связываться с тяжбами все-таки не рискнет. К счастью, история завершается благополучно.

Как говорится, хорошо все то, что хорошо кончается, но через несколько лет, а именно в 2031 году, в доме, где живет Людмила Васильевна, запланирован капитальный ремонт систем теп­лоснабжения, водоснабжения и водоотведения, и тогда управляющая компания может прийти уже ко всем жильцам дома.

КОММЕНТАРИЙ
Ольга Шувалова, юрист, член Ассоциации юристов России:

— Данный вопрос регулируется положениями ГК РФ и Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 27.03.2023) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
Конечно, поскольку случилась аварийная ситуация на общедомовом имуществе, ограничивать доступ к такому имуществу Людмила Василь­евна не имела права. Но и управляющая компания, в свою очередь, халатно отнеслась к выполнению работ. Выполнение работ в данном случае — это комплекс по демонтажу пола, производству работ на аварийном участке и восстановлению пола. Их нельзя разделить. Поэтому все (в том числе и восстановление отделки и пола) должна делать управляющая компания. Собственник, согласно ст. 15 ГК РФ, имеет право требовать восстановления пола в том виде, в котором он был до момента проведения работ. При разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права. К сожалению, если добровольно управляющая компания не выполнит свои обещания, восстановить свои права Людмила Васильевна сможет только через суд.