Пример отличника
Российский маркетплейс собирается особо помечать новосибирские товары
В новосибирском центре «Мой бизнес» при поддержке министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства региона прошел круглый стол и обучающий семинар, посвященный актуальным вопросам торговли на электронных площадках. Новосибирские предприниматели внесли ряд интересных предложений.
Ни для кого не секрет, что с каждым годом торговля, и в первую очередь розничная, все больше перемещается в виртуальное пространство: вместо того, чтобы ходить по магазинам, люди предпочитают заказывать различные товары через интернет. Этому способствуют и большой выбор, и быстрая доставка, и пункты выдачи чуть ли не в каждом дворе. Да и цены, что греха таить, нередко более «гуманные», чем офлайн.
На электронную площадку — с господдержкой
В Новосибирской области электронную торговлю всемерно развивают — руководство региона прилагает все усилия, чтобы местные производители смелее заходили на электронные площадки. Региональный центр «Мой бизнес» сегодня оказывает предпринимателям комплексную услугу по запуску продаж на маркетплейсах Wildberries, OZON, «Яндекс Маркет». Сотрудники центра проводят первичные консультации по условиям работы площадки, ее особенностям, помогают в регистрации личного кабинета на 10, 50 или 100 товарных позиций и выборе логистической схемы, проводят аудит упаковки товара перед отгрузкой, дают рекомендации по распределению остатков по складам и так далее.
По словам министра промышленности, торговли и развития предпринимательства региона Андрея Гончарова, электронная торговля сегодня значимое направление для регионального бизнеса. Новосибирские компании предпочитают с господдержкой выходить на маркетплейсы, причем как зарубежные, так и отечественные. В этом им помогают структурные подразделения центра «Мой бизнес». В 2022 году оказаны услуги в выходе на такие торговые площадки, как Industrystock.com, 1688.com, Amazon.com, alibaba.com, OZON, Wildberries.
Первые в Сибири
В круглом столе и обучающем семинаре, который прошел в центре «Мой бизнес» при поддержке регионального минпромторга, приняли участие директор по развитию сервисов Wildberries Кристина Спирева, руководитель поддержки продавцов Александр Никоненко и ряд других экспертов. В ходе обсуждения были затронуты технические аспекты партнерства и работа с платформой, улучшение системы работы с продавцами, маркетинговые стратегии для увеличения продаж и привлечения новых клиентов, перспективы развития электронной коммерции в регионе и другие актуальные темы. Всего участники круглого стола подготовили для экспертов 58 вопросов, что говорит о большом интересе к данному направлению, — естественно, ответить удалось лишь на самые важные из них. В режиме ВКС к обсуждению присоединилась генеральный директор компании Татьяна Бакальчук.
— По объему продаж на нашей площадке Новосибирская область сегодня занимает девятое место в России и первое — в Сибирском федеральном округе, — отметила Татьяна Бакальчук. — Всего на площадке зарегистрировано около 15 тысяч новосибирских предпринимателей, и шесть тысяч из них активно. Таким образом, Новосибирск является хорошим примером регионального лидера, примером отличника. Но, безусловно, потенциал для роста есть, и я уверена: местные предприниматели подскажут решения, которые позволят нам вместе выйти на качественно новый уровень.
Перспективы для роста действительно есть, но, чтобы они стали реальностью, по мнению экспертов, необходимо ускорить доставку товаров. В нашем регионе у компании есть складской центр, однако он не вполне отвечает требованиям сегодняшнего дня.
— Сегодня компания ведет строительство крупного сортировочно-складского комплекса общей площадью 150 тысяч квадратных метров на территории промышленно-логистического парка, — сообщил директор агентства инвестиционного развития региона Александр Зырянов. — Это не может не радовать, так как маркетплейсы очень важны для экономики нашего региона. Особенно это касается малого и среднего бизнеса — торгуя на электронных площадках, его представители имеют возможность продвигать свой товар не только на общероссийском рынке, но и в других странах.
Хотим видеть своё
Среди новосибирских товаров сегодня в лидерах продаж на интернет-площадках женская и детская одежда, товары для новорожденных, текстиль для дома, а также бытовая химия. При этом ежегодно объем продаж нашей продукции прирастает в среднем на 94 процента — результат хороший, но резерв для роста, безусловно, есть.
— У нас много хороших товаропроизводителей, но, к сожалению, далеко не все жители области о них знают, не говоря уже о других российских регионах, — подчеркнула исполнительный директор областного отделения «Опоры России», руководитель комитета по торговле и подакцизным товарам Наталия Кошелева. — Конечно, правительство региона оказывает им поддержку, но без помощи маркетплейсов не обойтись. Нельзя ли сделать фильтр, чтобы, заходя на электронную площадку, жители Новосибирской области видели товары, произведенные у нас?
Кристина Спирева поддержала это предложение.
— Думаю, это хороший инструмент для продвижения товаров, — отметила эксперт. — Надо подумать, как вложить его в концепцию регионального каталога. Можно запустить пилотный проект и посмотреть, насколько вырастут продажи. Вероятно, также стоит проработать возможность создания на нашей площадке региональных страничек.
А что же товаропроизводители?
Представительница новосибирской компании «Фулфилмент Новосибирск Lets Today», которая занимается упаковкой, маркировкой и доставкой товаров на склады маркетплейсов, Екатерина Сорокина отметила, что сегодня многие местные товаропроизводители еще не готовы заходить на электронные площадки. А продвижение продукции на всероссийском уровне не помешало бы и им.
— Полагаю, нужно организовать работу с местными товаропроизводителями, возможно, провести их обучение, — озвучила свое предложение Екатерина Сорокина.
Кристина Спирева ответила, что не вполне ясно, где маркетплейсы будут брать точную информацию, что тот или иной предприниматель является именно производителем, а не просто купил этот товар.
— Возможно, в этом вопросе нам помогут новосибирский центр «Мой бизнес» и региональный минпромторг. Со своей стороны мы готовы всемерно помогать и поддерживать местных товаропроизводителей. Например, можно будет собрать инициативную группу и поработать с ними, — отметила эксперт.
Директор по развитию сервисов маркетплейса сообщила также, что одним из итогов проведения круглого стола станет создание группы для обсуждения наиболее актуальных вопросов в Телеграме, куда войдут ведущие специалисты компании и новосибирские предприниматели, продающие продукцию на электронной площадке.
Минэкономразвития России и Ozon запустили программу поддержки МСП
В рамках партнерской программы предприниматели в центрах «Мой бизнес» теперь получают персональную помощь наставников для старта своего бизнеса на платформе Ozon и бесплатное продвижение товаров для первых продаж.
Участвующие в ней новые продавцы получат консультации от экспертов Ozon для первых продаж на маркетплейсе, а также бонусные баллы, которые можно потратить на продвижение своих товаров на платформе. По словам управляющего директора компании Сергея Белякова, модель маркетплейса способствует развитию малого и среднего бизнеса: площадка дает готовые инструменты для старта и масштабирования онлайн-продаж. Уже сейчас более 80 процентов предпринимателей на платформе — представители малого и среднего бизнеса. В партнерстве с минэкономразвития и центрами «Мой бизнес» компания стремится помочь предпринимателям по всей стране со стартом продаж на маркетплейсе, где их товары будут доступны покупателям в более чем 3700 населенных пунктах по всей России.