Прочность бетона — в основу дорог
Специалисты обсуждают технологии, продлевающие жизнь автодорог
Нагрузка на автомагистрали растет. Износ трасс, не выдерживающих огромного потока машин, резких перепадов температур, повышенной влажности, — очевидная проблема. Эксперты утверждают: решить ее можно, если при возведении и реконструкции объектов делать выбор в пользу жесткой дорожной одежды.
Актуальный вопрос обсуждали в Новосибирске: в рамках X Сибирского транспортного форума состоялся круглый стол «Новые возможности и перспективы строительства в условиях Сибири дорог с применением цементобетона и минеральных вяжущих».
Как подчеркнул президент Ассоциации по развитию дорожного цементобетона и цементобетонных покрытий Виктор Ушаков, в ближайшие пять лет в России планируется построить более четырех тысяч километров автодорог, модернизации подлежат три тысячи километров, а ремонта требуют 110 тысяч. На реализацию масштабных проектов выделяются значительные ресурсы, которые должны быть использованы эффективно.
— Обеспечить соответствие дорог требованиям современных стандартов, увеличить их несущую способность и срок службы невозможно без применения материалов высокой прочности и долговечности, без использования минеральных вяжущих, — уверен Виктор Ушаков.
Внедрение соответствующих технологий выгодно и с экономической точки зрения. По укрупненным нормативам цен, утвержденным Минстроем РФ, стоимость 1 км дорог с цементобетонным покрытием на 10–15 процентов ниже стоимости аналогичного участка асфальтобетонной дороги. Кроме того, трассы, выполненные в цементобетоне, отражают больше света и обеспечивают высокий коэффициент сцепления с колесом, что делает движение по ним безопасным. Отмечают эксперты и экологичность таких дорог: снижается расход топлива, в жару не выделяются токсичные газы, возможна вторичная переработка.
Почему же в нашей стране до сих пор только два процента трасс имеют цементобетонное покрытие? Дело в том, что в 70–80-е годы прошлого века Советский Союз отказался от строительства таких магистралей: из-за нарушения технологии выполнения работ и дефицита цемента на дорогах появлялись дефекты.
Но сегодня ситуация изменилась. Благодаря автоматизации процессов влияние человеческого фактора сведено к минимуму. А цемзаводы, загруженные в среднем на 50–60 процентов, готовы обеспечивать потребителей необходимыми материалами.
— Мощность нашего предприятия составляет 2,1 млн тонн цемента в год, при этом в 2022-м изготовлено 1,15 млн. Таким образом, завод имеет ресурсы, позволяющие в перспективе увеличить объемы производства продукции, в том числе специальных дорожных цементов и цементов для аэродромных покрытий, — объяснил управляющий директор АО «Искитимцемент» Владимир Скакун.
Опыт взяли на вооружение дорожники, например АО «Новосибирскавтодор». За годы работы с цементобетоном компания построила 350 км дорог, возвела около 280 тыс. квадратных метров покрытия при реконструкции аэропорта Толмачёво. Но показатели российских дорожников пока нельзя даже сравнивать с достижениями их китайских коллег: к концу 2022-го в Поднебесной успешно эксплуатировалось 4,6 млн км цементобетонных дорог.
— Расширение сети безопасных и качественных дорог за счет возведения трасс с цементобетонными покрытиями и основаниями может стать мощным импульсом для роста экономики Сибири. Но чтобы данные технологии широко применялись, необходимо прежде всего обеспечить публичность конкурсных процедур выбора типа дорожных одежд. Этот и другие вопросы мы обсудили в ходе круглого стола. Участие в мероприятии приняли строители, имеющие большой опыт возведения цементобетонных трасс. Сегодня этот опыт можно и нужно тиражировать, — резюмировал модератор мероприятия, член Совета директоров Ассоциации по развитию дорожного цементобетона и цементобетонных покрытий, первый вице-президент холдинга «Сибирский цемент» Валерий Бодренков.