Как ветераны живут в «поумневшем» доме
Высокие технологии приходят на службу в специализированные учреждения для престарелых и инвалидов — в Новосибирской области экспериментальный проект успешно апробировался сразу на четырёх площадках
Пожилые вступают в диалог с Алисой. Так, 96-летний Дмитрий Алексеевич стал пионером среди проживающих в доме ветеранов, лично испытав прелести использования системы управления домом посредством голосового помощника.
Дмитрий Алексеевич поступил в дом ветеранов министерства труда и социального развития Новосибирской области в канун 2022 года. Он уже не мог самостоятельно ходить. Качество жизни заметно ухудшилось, без помощи специалистов было никак не обойтись. Благодаря занятиям с психологом, инструкторами по массажу и физиолечению учреждения, где он теперь живет, ветеран уже через полгода на своих ногах, хоть и при помощи ходунков, пошел на праздник Великой Победы.
— К нам люди попадают по разным причинам, наша задача — адаптировать их к новым реалиям жизни, — объясняет директор Новосибирского дома ветеранов Елена Вербицкая.
Дмитрий Алексеевич — человек отважный. Он первым познакомился с голосовым помощником «Алиса», который теперь облегчает жизнь ветеранам в учреждении. Напомним, «Алиса» работает на основе популярной в России поисковой системы. Она помогает искать информацию, управляет смарт-устройствами, в том числе и без подключения к интернету.
Дедушкам и бабушкам
— Мы решили установить «умного» помощника именно в комнате Дмитрия Алексеевича, потому что у человека есть большое желание жить, развиваться. Он настойчивый, целеустремленный, — с гордостью рассказала Елена Вербицкая. — А потом подумали, что если у дедушек колонка есть, то почему бы и бабушкам не поставить.
Любовь Яковлевна с удовольствием прогуливается, разгадывает кроссворды, смотрит телевизор, иногда поет. С соседкой по палате они быстро освоили, как пользоваться голосовым помощником, и даже объясняли, насколько он удобен и что умеет делать, другим обитателям дома ветеранов. Посмотреть на новшество приходили многие.
— Всем нравится. Чаще всего я с помощью голосового помощника открываю и закрываю шторы, как говорится, не вставая с кровати, — делится опытом Любовь Яковлевна. — С Алисой общаюсь каждый день, но вот в игры не играю. В первый раз столкнулась с такой современной техникой. Ничего, на мой взгляд, сложного здесь нет.
В доме ветеранов принимают на постоянное и временное проживание граждан преклонного возраста, а также инвалидов I и II групп. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
В отделении милосердия Новосибирского дома ветеранов, где проживают маломобильные люди, которые требуют постоянного внимания, необходимыми элементами и вспомогательными устройствами на базе сервиса «Алиса» обустроено две комнаты. На постоянной основе ими пользуются четыре человека.
— Знакомство с умной колонкой «Алиса» происходило гораздо проще, чем мы ожидали, — добавила Елена Вербицкая. — Думали, что будет сложно, потому что это люди старшего поколения. На самом деле все прошло очень легко: буквально в течение 20 минут они поняли, в чем состоит функционал голосового помощника. Они уже пользуются и открыванием штор, и «умным» телевизором, и светом. Это очень удобно для людей, которым сложно подойти к окну и отдернуть шторы. Гораздо проще дать команду Алисе, и она ее выполнит.
И в быту поможет, и общаться научит
С 1966 года Новосибирский дом ветеранов, рассчитанный на 430 человек, принимает пожилых людей на постоянное и временное стационарное социальное обслуживание. Это мужчины в возрасте старше 60 лет и женщины старше 55 лет, а также инвалиды первой и второй групп, которые нуждаются в уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании, в реабилитационных услугах.
Люди проживают по одному, по двое или по трое. В комнатах установлены кровати и тумбочки, столы, шкафы и раковины. Если нужно, предоставляют холодильники и телевизоры. В учреждении соблюдают стандарты социального обслуживания граждан Российской Федерации.
Помимо Новосибирского дома ветеранов, экспериментальный проект «Умный дом» реализуется в трех неврологических интернатах, расположенных в Тогучинском, Мошковском и Болотнинском районах. Здесь у гаджетов на основе сервиса «Алиса» другое назначение. Если маломобильным людям голосовой помощник прежде всего нужен, чтобы самостоятельно выполнять ежедневные действия, то людям с ментальными нарушениями «умная» колонка помогает приобретать навыки общения.
Минимум по одной комнате
Комфортные условия проживания для пожилых людей в подведомственных учреждениях министерство труда и социального развития Новосибирской области создает в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография».
Проект «Умный дом» апробирован в отделении милосердия, но, надо полагать, пригодился бы и другим проживающим в доме ветеранов. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
В течение трех месяцев на четырех региональных площадках идет апробация интеллектуальной системы «Умный дом». В стационарных условиях внедряются технологии, полезные для людей преклонного возраста и инвалидов. Жители области с ограниченными физическими возможностями, в том числе передвижения, с интересом используют систему «умного» помощника. Они могут самостоятельно, не вставая, допустим, с кровати, открывать и закрывать шторы, включать и выключать свет, получать в интернете ответы на свои вопросы, узнавать новости и прогноз погоды.
— Данная система помогает пожилым людям и маломобильным гражданам с проблемами опорно-двигательного аппарата выполнить необходимые им ежедневные действия самостоятельно, что положительно отражается на психоэмоциональном состоянии проживающих. Кроме того, это разгружает рабочий график персонала стационара, — отметил заместитель министра труда и социального развития Новосибирской области Владимир Машанов. — Наш проект считаю успешным. Мы получили обратную связь: людям нравится, они просят у себя в комнате поставить (устройство «умного» помощника — Прим. ред.), поэтому министерством принято решение в каждом стационарном учреждении обустроить как минимум по одной подобной комнате и таким образом проект продолжить.
КСТАТИ
В Новосибирском доме ветеранов также проводят эксперимент с кнопкой вызова. На посту медицинской сестры установлен специальный экран, на котором отображаются все комнаты в отделении милосердия. Вне поста медицинская сестра носит на руке пейджер, который сигнализирует, в какой комнате требуется ее помощь.