Сельским дорогам нужны субсидии
Александр Барсуков, депутат Законодательного собрания Новосибирской области, член комитета по транспортной, промышленной и информационной политике, а также комиссии по экологии:
— В 2022 году освоены рекордные объемы финансирования по строительству федеральных и областных трасс, но есть и проблема: недостаточно средств на объекты в сельских поселениях. Еще один вопрос: ремонт дорог в муниципалитетах сдерживает несвоевременное выполнение проектных работ. Хотелось бы подробнее обозначить существующие проблемы.
Следует отметить, что в прошлом году в регионе дорожной отраслью была освоена рекордная сумма — 32 миллиарда рублей на содержание, ремонт, строительство, в том числе искусственных сооружений, куда входит и четвертый мост. Конечно, многое удалось сделать. Главный объем работ в 2022 году был выполнен за счет федеральных средств — трассы были приведены в нормативное состояние по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (далее — БКД). Речь идет о дорогах не только федерального или областного значения, но и о сельских. И для нас важно остановиться именно на сельских объектах.
Приведу пример. В Чулымском районе по БКД построен 8-километровый участок дороги Чулым — Большеникольское на сумму более 90 миллионов рублей — считаю этот объект наиболее важным. Также были построены объекты Межовка — Кыштовка — участок шесть километров на сумму 77 миллионов рублей, Кыштовка — Орловка — пять километров на сумму 71 миллион рублей. Можно и еще назвать ряд таких объектов. Всего на эти цели было выделено более трех миллиардов рублей. Это повлияло в целом на увеличение сети дорог в регионе, а также серьезно оживило экономику дорожных предприятий — они были загружены работой.
Фото: Андрей ЗАРЖЕЦКИЙ
Теперь к проблемам. Необходимо увеличивать выделение субсидий муниципальным образованиям на поселенческие дороги. Почему? Вопрос в том, что сейчас стоимость строительства дорог увеличилась более чем в три раза, а выделенные суммы остались на прежнем уровне.
Напомню, если раньше сельские дороги было достаточно защебенить или заасфальтировать, то по новым требованиям дорожный объект в населенном пункте нужно строить комплексно: непосредственно сама дорога плюс тротуары, освещение, электроснабжение, связь и многое другое. Соответственно, для таких дорог теперь необходимы еще и дополнительные проектно-изыскательские виды работ. В комплексе все это привело к серьезному удорожанию. Именно поэтому надо значительно увеличить выделение на эти цели субсидий муниципальных образований.
Сейчас в депутатских наказах очень много задач по ремонту дорог в населенных пунктах. Но если раньше таких дорог в целом по области строили около 300 километров в год, то с учетом новых требований в 2022 году было построено чуть более 80 километров. Комплексный подход при проектировании дорожных объектов в поселениях вызывал сокращение объемов строительства.
Уверен, необходимо выделять больше средств на субсидии, которые пойдут на строительство именно дорог по населенным пунктам. Нельзя сказать, что в этом направлении ничего не делается: областные парламентарии стараются эту задачу решать, в общей сумме поэтапно внесены поправки в бюджет — два миллиарда 750 миллионов рублей на субсидии для сельских дорог. Но это не решает задачу в целом, необходимо продолжать работу по увеличению объемов финансирования.
Другая проблема: ремонт многих дорожных объектов сдерживает несвоевременное выполнение проектных работ. План по ним не выполняется уже на протяжении пяти лет. На сегодня ситуация такая: март закончился, а объекты 2023 года отторгованы только на 70 процентов именно по причине срыва выполнения проектно-изыскательских работ. Проблема пока не решена ТУАДом (территориальное управление автодорог — Прим. ред.).
Все эти вопросы мы регулярно поднимаем и на сессиях, и на заседании профильного комитета. Акценты расставлены. Откладывать решение в долгий ящик невозможно.