USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Когда колдунья на свободе

Светлана ФРОЛОВА
Костюмы продумывают и делают вручную тоже участники студии. В фонде костюмерной 300 самых разных костюмов: сказочные персонажи, тематические наряды, старинные платья, крылья, головные уборы, обувь. Фото предоставлено пресс-службой ГУФСИН России по Новосибирской области
Костюмы продумывают и делают вручную тоже участники студии. В фонде костюмерной 300 самых разных костюмов: сказочные персонажи, тематические наряды, старинные платья, крылья, головные уборы, обувь. Фото предоставлено пресс-службой ГУФСИН России по Новосибирской области

Новосибирские актёры и обозреватель «Советской Сибири» стали зрителями на спектакле в женской колонии

На минувшей неделе в женской исправительной колонии № 9 прошел день открытых дверей. Посвящен он был Всемирному дню театра, поэтому осужденные в этот день перевоплотились в волшебниц и вышли на сцену, а из зрительного зала на них смотрели настоящие актеры театра «Глобус», завлит театра «На левом берегу» и критик.

История о любви и предательстве

В пятницу, 31 марта, клуб женской исправительной колонии № 9 посетили инспектор воспитательного отдела ГУФСИН России по Новосибирской области Андрей Ежеленко, актеры Новосибирского театра «Глобус» Андрей Андреев и Ирина Камынина, заведующий литературной частью театра «На левом берегу» Владимир Солодов, театральный критик Светлана Фролова, а также родственники осужденных.

Оснащению клуба при колонии может позавидовать иной ДК — здесь есть практически профессиональное световое и звуковое оборудование, проектор, сцена с кулисами. И хотя кресла в зрительном зале металлические, сидеть на них вполне удобно — спина за полтора часа спектакля даже не напомнила о себе.

014-16-02.jpg

За период существования студии были поставлены такие театральные постановки, как «Мне бы вернуться в тот день», «Прости меня, мама», «Ночь перед Иваном Купалой», «Ой, мамочки», «Я еще не хочу умирать», «Помнить или забыть», «И вспомнить страшно, и забыть нельзя», «Любви все возрасты покорны», «Железная дорога», «Интуиция», «Колдунья», а также традиционные тематические — новогодние, детские, патриотические — театрализации. Ставятся не только работы известных драматургов, но и авторские пьесы. Фото предоставлено пресс-службой ГУФСИН России по Новосибирской области

Спектакль же, как и положено, начался с программок, которые раздают на входе в зрительный зал, — из них, в частности, можно узнать, что автор пьесы «Колдунья», которая позиционируется как история о любви и предательстве, — «народный сценарист» Эвелина Пиженко, автор веселых пародийных пьес. Лихо закрученный сюжет «Колдуньи» — ироничный взгляд на типичную мыльную оперу с лубочным российским колоритом: зрителю предстоит вникнуть в запутанные семейные взаимоотношения между бывшими любовниками, сестрами, колдуньями, потерянными и найденными детьми, а также остальными жителями деревни. Спектакль о том, что крайне нехорошо завидовать и врать самым ближайшим собственным родственникам. Может оказаться, что в родственниках — ведьма, например. Актеры все это играют вдохновенно, иногда почти профессионально — это и понятно, история о любви и предательстве близка любой женщине, особенно не обделенной природными актерскими данными.

«Все свои» — для всех

Как сообщает пресс-служба ГУФСИН России по Новосибирской области, театральная студия «Все свои», которая, собственно, и представила нам свой спектакль, существует в исправительном учреждении с 2019 года. Сплоченный коллектив студии постоянно увеличивается, появляются новые участники, заинтересованные актерским мастерством. С 2020 года ее руководителем и режиссером-постановщиком является осужденная Наталья Баженова.

По словам режиссера, за 2022 и 2023 годы театральной студией учреждения было подготовлено более 25 театрализованных работ. Помимо полных постановок, ее участники готовят ко многим мероприятиям небольшие миниатюры, сценки и монологи.

014-16-03.jpg

В финальной части спектакля зрители встречали актеров театральной студии «Все свои» бурными овациями, а гости высказали свое профессиональное мнение, отметив высокий уровень подготовки к премьере, и пожелали участникам представления удачи на творческом пути. Фото предоставлено пресс-службой ГУФСИН России по Новосибирской области

Конечно, первыми зрителями спектаклей становятся приглашенные со всех отрядов осужденные. Но, помимо этого, администрация учреждения организует дни открытых дверей, на которые приглашают театральных деятелей, представителей ГУФСИН России по Новосибирской области, а также родственников осужденных женщин. Кроме того, при поддержке Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Новосибирской области у театральной студии появляется возможность продемонстрировать свои спектакли и в других колониях, где публика с восторгом принимает осужденных «актеров».

— Жанр и темы спектакля выбираются исходя из актуальности, чаще всего выбор падает на освещение самых насущных человеческих проблем и потребностей. В большинстве наших работ предпринимается попытка передать русский менталитет и особенности русской души, традиции и обычаи русского народа, — комментирует Наталья Баженова. — Для наших «актеров» важно вжиться в роль и перевоплотиться в персонажа. Ведь осужденные не являются настоящими актерами и не имеют опыта в актерском мастерстве, всему обучаются уже в театральной студии.

Любые возможности для сцены

Чтобы попасть в труппу, осужденным женщинам необходимо состоять в театральном кружке исправительного учреждения (ИУ). А записаться туда можно просто по желанию, профессионального конкурса нет. Для работы театральной студии «Все свои» выделено помещение, где участницы читают сценарии, занимаются актерским мастерством, работают над дикцией, ставят речь и прорабатывают образы.

Музыкальным, световым и видеосопровождением занимаются осужденные, занятые в студии местного кабельного телевидения, а весь реквизит, бутафория и декорации создаются участниками студии самостоятельно. По словам режиссера, женщины, оказавшиеся в местах лишения свободы, находят любые возможности для реализации творческого потенциала.

— Администрация учреждения идет навстречу и поощряет начинания актеров в их творческой деятельности, — комментирует Наталья Баженова. — А после освобождения многие женщины продолжают заниматься и интересоваться театральным искусством, посещают курсы актерского мастерства, и нередко их можно увидеть на сцене уже не клуба колонии, а настоящего театра.