Зерновой вопрос: оптимизм ещё существует?
Аграрии и депутаты обеспокоены: из урожая прошлого года пока что продан лишь 61 процент. Отдавать зерно ниже себестоимости — значит терпеть убытки. Что реально можно сделать в этой ситуации?
Рекордный урожай прошлого года оказалось очень непросто продать — цены на рынке, что называется, лежат на полу. О положении дел членам аграрного комитета Заксобрания рассказал заместитель министра сельского хозяйства региона Андрей Шинделов. По его словам, средние отпускные цены сельскохозяйственных товаропроизводителей на зерно в 2023 году ниже, чем в 2022-м или в 2021-м. Среди других негативных тенденций — снижение посевных площадей, особенно заметное в двух районах области, уменьшение количества приобретаемых удобрений и оборудования. Аграрии неохотно идут кредитоваться, неохотно идут на лизинговые условия для того, чтобы приобретать новую технику.
С точки зрения депутата Андрея Биля, сельхозпроизводителям просто не на что покупать новую технику, с учетом роста цен на нее. Не продано еще полтора миллиона тонн зерна, а уже середина марта, при этом цена на зерно порой ниже себестоимости. Конечно, кредитоваться на таких условиях никто не будет.
— Ситуация фатальная, — констатировал депутат Александр Тепляков. — Рынок этого года будет очень плохим для аграриев. И наличие крупных холдингов усугубляет положение в отрасли в целом. Думаю, что стоит пересмотреть экспортные пошлины, сделать постоянно действующей поддержку на приобретение минеральных удобрений, а также активизировать работу интервенционного фонда.
После обсуждения парламентарии приняли решение обратиться в правительство Российской Федерации с предложениями о снижении экспортных пошлин и увеличении закупок в интервенционный фонд.
— Были периоды, когда область напрямую дотировала перевозки зерна — возможно, к этому следует вернуться. Объем областной поддержки на приобретение техники, удобрений и средств защиты растений сохраняется, и это важно, но сейчас нужны дополнительные меры, — подчеркнул председатель аграрного комитета Денис Субботин. — Цена реализации зерна низкая, меньше себестоимости. Крестьянам тяжело. Некоторым хозяйствам совсем неинтересно даже сеять. Запасов особых у сельскохозяйственных предприятий нет, все деньги вложены в производство. Если ситуация с ценой не выправится, нам придется искать средства в бюджете области на дополнительную поддержку. И в животноводстве, и в полеводстве все очень нехорошо. Придется продумывать спасательные меры. Какой-то оптимизм еще существует, но мы обязаны смотреть на перспективу.