USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Доступная среда: хорошее дело со сроком

Наталья ИВАНОВА
Воспитанница центра Маша учится готовить под руководством тьютора Екатерины. Фото предоставлено Светланой Артёмовой
Воспитанница центра Маша учится готовить под руководством тьютора Екатерины. Фото предоставлено Светланой Артёмовой

Почему детей с аутизмом не получается научить бытовым навыкам в общеобразовательной школе и можно ли энтузиастам создать постоянную площадку для такого обучения?

На этот раз ученики центра «САМ» приготовили салат, бургеры и капкейки. А Марк не удержался и сделал сразу два блюда. Ребята — а все они с особенностями развития — приняли участие в мастер-классе: под руководством тьюторов они осваивают азы кулинарии.

«Особенный» ребенок может стать самостоятельным взрослым, если его этому научить. Это опыт: накануне новогодних каникул сразу трое подопечных центра уже выступили в роли ведущих, став наставниками для всех, кто изъявил желание научиться готовить традиционное для зимы угощение — имбирное и апельсиновое печенье, капкейки.

009-08-03.jpg

Фото предоставлено Светланой Артёмовой

— Наибольший интерес наши ученики проявляют к занятиям кулинарией. Количество наименований блюд, приготовленных ими под руководством тьюторов, исчисляется десятками, объема приготовленной еды хватило бы на несколько армянских свадеб, — рассказала руководитель учебно-тренировочного центра «САМ» Светлана Артёмова. — Обучать ребят с аутизмом сложно, но очень интересно. Я и моя команда довольны результатом своей работы: наши ученики постепенно осваивают навыки, которые приближают их к самостоятельности, получают новый опыт, взрослеют. Значит, мы все делаем правильно.

В масштабах города это немного

Учебно-тренировочный центр «САМ» начал работу осенью 2021 года.

— Мы создали его для того, чтобы как можно лучше подготовить детей с особенностями развития к самостоятельной, взрослой жизни, — рассказала Светлана Артёмова. — На сегодняшний день у нас занимается восемь детей, и все они имеют проблемы с развитием. У большинства из них диагноз «расстройство аутентического спектра» (РАС). Восемь детей — это, конечно, немного в масштабах Новосибирска, но для нашего центра достаточно, потому что он небольшой. У нас работают два тьютора, этого хватает в соответствии с нашими масштабами деятельности.

009-08-04.jpg

У Ани нет особенностей развития, но она тоже с удовольствием бывает на занятиях в центре «САМ». Фото предоставлено Светланой Артёмовой

По данным Всемирной организации здравоохранения, аутизм есть у одного процента всех детей на планете. На деле официальный диагноз может ставиться не всегда, а примерно каждому десятому ребенку.

Согласно данным министерства здравоохранения Новосибирской области, по состоянию на 1 января 2022 года в регионе диагноз РАС поставлен 1643 детям из почти 600 тысяч несовершеннолетних. Кстати, взрослых аутистов числится всего... 65 человек, и можно предположить, что эта цифра не отражает реального положения дел. Хотя бы в силу того, что после 18 лет детский аутизм не всегда «пролонгируется» по международным медицинским кодам, а по старинке переименовывается в «умственную отсталость», например, хотя это совершенно разные вещи. Опять же, если до 18 лет аутист не брошен, если у человека были возможности социализироваться, то и вопросов нет. Так вот затем, чтобы во взрослой жизни ребенок с РАС смог быть самостоятельным, и нужны практики, подобные той, какую представляет тот же центр «САМ». И не он один. Мы только представляем пример участия социально ориентированной некоммерческой организации в одном из направлений, где государство и гражданское общество могут совместно решать задачу, важную для социума, в данном случае — для семей с особенными детьми.

Миссия хороша, но требует денег

Семьи, воспитывающие особых детей, начиная с детского сада и заканчивая жизнеустройством молодых людей сталкиваются с огромным количеством проблем, поскольку система сопровождения людей с особенностями развития в нашей стране только начинает формироваться.

В Новосибирской области для детей с РАС реализуются адаптационные программы, действуют различные государственные центры. Например, сын Светланы посещал центр «Со-Прикосновение». Здесь предлагают занятия в арт-мастерской, в фотостудии, в столярной и швейной мастерских, музыкальной и хореографической студиях и многое другое. Занятия проводят два раза в неделю по одному из направлений и в сопровождении психолога. Для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями курс социальной реабилитации длится 42 рабочих дня.

009-08-05.jpg

Сын Светланы Артёмовой, 15-летний Андрей, учится в восьмом классе общеобразовательной школы. Фото предоставлено Светланой Артёмовой

Светлана положительно оценивает деятельность созданной в регионе системы социальной реабилитации, но отмечает, что в программе отсутствуют занятия, направленные на формирование навыков для самостоятельной жизни. К тому же, по ее мнению, для формирования действительно устойчивого навыка 42 дней недостаточно.

Пробел восполняют частные и волонтерские инициативы. Учебно-тренировочный центр «САМ» автономной некоммерческой организации помощи людям с РАС «Шаг за шагом» существует на взносы родителей и грант благотворительного фонда. С 2023 года организация является участником отраслевой муниципальной программы в рамках региональной гос­программы «Социальная поддержка в Новосибирской области» с софинансированием из областного бюджета.

Субсидии, которую получила АНО в объеме 187 тысяч 841 рубля, в совокупности со всеми остальными поступлениями хватает лишь на аренду помещения под центр, зарплату персонала и расходные материалы. В идеале, чтобы центр полноценно развивался и существовал, требуется около трех миллионов. Светлана Артёмова сейчас готовит заявку в Фонд президентских грантов. Надежда есть, но пока это только надежда.

Жизнь не заставит

Светлана Артёмова — кандидат экономических наук и директор сразу двух некоммерческих организаций, которые ориентированы на оказание помощи людям с аутизмом. Женщина воспитывает двух детей, и оба они посещают учебно-тренировочный центр «САМ». Старшему сыну 15 лет, он учится в восьмом классе общеобразовательной школы.

— У меня появилась идея создать такой центр, так как я сама являюсь мамой ребенка с особенностями развития, — рассказала Светлана. — По мере того, как мой сын взрослел, я все больше понимала, что образовательная система заточена на то, чтобы ребенка подготовить к экзаменам, но она не готовит к самостоятельной жизни. К сожалению, так называемым функциональным навыкам в школе уделяется мало внимания, а моему сыну нужны именно они — навыки приготовления пищи, мытья посуды, уборки, сервировки стола, овладение которыми для обычных семей и детей не представляет сложности. Родители подростков, развивающихся типично, как правило, думают на этот счет: жизнь заставит — научится! Никуда не денется! И это действительно так.

Но если мы говорим о подростке с особенностями развития, то здесь ситуация прямо противоположная. К сожалению, он не сможет научиться чему-то сам. Человек с аутизмом не начнет жарить картошку, даже если он будет чувствовать сильный голод. Чтобы появился какой-то навык, его нужно специально тренировать, достаточно долго закреплять и использовать специальные методы обучения. У детей и взрослых с особенностями развития с трудом формируются и долго закрепляются самые простые навыки, поэтому родителям приходится разрабатывать целую стратегию подготовки ребенка к взрослой жизни.

Научить ребенка ориентироваться в быту, приучить к самостоятельности родители, безусловно, стараются, но далеко не у всех хватает знаний, компетенций, терпения и свободного времени. Быть родителем ребенка с особенностями развития — круглосуточный тяжелый труд, в котором нет регламентированных перерывов и отпусков. Поэтому родителям требуется помощь.

Важный навык как цепочка простых действий

Учебно-тренировочный центр «САМ» для «особых» детей открылся в сентябре 2021 года. С тех пор посетить занятия, общая длительность которых составила свыше 900 часов, успели более 30 ребятишек. В 2022 году для 30 детей состоялось 616 занятий.

009-08-02.jpg

Фото предоставлено Светланой Артёмовой

В центре работают наставники с педагогическим образованием. Они используют методы обучения, основанные на прикладном анализе поведения. В центре «САМ» подчеркивают, что эффективность дисциплины в обучении детей с аутизмом научно доказана и в абсолютном большинстве случаев приводит к положительному результату. Здесь прививают прежде всего навыки поведения в быту: как накрыть и убрать со стола, навести порядок в квартире, вымыть пол, посуду. На занятиях ребята отрабатывают так называемую хозяйственную цепочку, например: готовить еду — мыть посуду — сервировать стол — убирать со стола. Сотрудники центра уже могут поделиться значительными успехами своих подопечных. Вот что они рассказывают о мастер-классах, которые проводили дети:

— Кто-то из ребят проводил мастер-класс сам, а кто-то — при помощи тьютора. Но они уже демонстрировали навыки, они уже научились многим операциям. Они уже понимают, что нужно делать, какая должна быть последовательность и каким образом, при помощи какого инструментария выполнять то или иное действие.

КОММЕНТАРИЙ
Есть ли шанс у таких инициатив не зависеть от вероятности получения грантов и не завершаться с исчерпанием грантовых средств, если проект доказал свою востребованность и эффективность? В том числе для того, чтобы привлечь тот же профессиональный персонал: специалистам тоже хотелось бы определенных гарантий на постоянное трудоустройство, а не на временную занятость. Это только одна сторона вопроса, и таких немало.

Игорь Галл-Савальский, председатель Новосибирской областной организации Всероссийского общества инвалидов, член Общественной палаты региона, считает, что перспектива возможна, но есть «но»:
— Грантовая поддержка проектов обеспечивает старт и позволяет определить, востребовано ли получателями то, что вы предлагаете. И если они приходят, тогда уже стоит говорить о финансировании услуги из бюджета, неважно, из государственного или регионального. Следующим шагом будет формирование услуги, которую бы государство могло оплачивать. Однако с отдельными проектами войти в систему государственного обеспечения невозможно, так как они по своей сути конечны по времени.