Газуйте на метане, и вам построят 12+
Рынок газомоторного топлива в Новосибирской области вступает в фазу ускоренного развития
Сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНС) в Новосибирской области будет расширяться, и это общероссийская тенденция. Сейчас в регионе действуют всего 12 моторных заправок. Инвестор готов софинансировать программу развития сети. В совокупности капиталовложения вместе с бюджетными средствами до 2026 года превысят 57 миллиардов рублей.
Что и говорить, тема приятная во всех отношениях. Газомоторное топливо гораздо экологичнее для всех и многократно дешевле для автомобилистов. Конечно, надеяться, что с расширением сети заправок владельцы авто поголовно начнут переводить своих железных коней на газ, пока не приходится, но если это сделают хотя бы часть автолюбителей, дышать в Новосибирске станет легче.
Пока газовых заправок у нас, мягко говоря, негусто. Семь из действующих АГНС — в Новосибирске, Барабинске и Бердске — принадлежит первопроходцу в данном направлении — корпорации «Газпром»; собственниками остальных пяти, расположенных в областном центре, являются компании «Газойл» и «Управление АЗС». На заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам депутаты согласились продлить действие государственной программы «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» до 2026 года. Общий объем ассигнований превысит 57 миллиардов 226 миллионов рублей.
Фото: Андрей Заржецкий
— Обращаю внимание на достаточно большой объем средств из внебюджетных источников — более 31 миллиарда. Это в первую очередь средства инвестиционной программы ПАО «Газпром», предоставляемые на развитие новых направлений газификации нашего региона, — отметил министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Денис Архипов.
Заявка поступила
Новелла программы — оказание государственной поддержки развития инфраструктуры заправок на компримированном природном газе. С 2025 года Федерация планирует компенсировать затраты на строительство таких заправок в регионах, в том числе и в Новосибирской области. Депутат Дмитрий Козловский попросил разъяснить детали ситуации по региону:
— В 2023 году из внебюджетных источников 508 миллионов рублей, на 2024 год — ноль, и на 2025 год у нас вкладывает и федеральный бюджет, и областной, и опять внебюджетные. Почему в 2024 году не выделяется средств и что это за станции, где они расположены и кто вкладывает туда деньги? — задал вопрос депутат.
Министр для понимания ситуации обрисовал ее в целом. Есть автомобили, которые работают на пропане, бутане, тяжелых углеводородах, но также есть и автомобили, которые используют метан, легкие углеводороды, то есть компримированный природный газ. АГНС подключается непосредственно к газопроводу, газ сжимается, после чего специально адаптированный автомобиль может быть заправлен. «У нас давно такие заправки существуют, — сказал Денис Архипов. — В Новосибирске их было две, но в последнее время, в связи с активным развитием этого направления, в «Газпроме» создали подразделение «Газпром газомоторное топливо». За счет инвестиций этой компании такие станции стали появляться на территории всей страны.
«Частники» продолжили
Теперь решение развивать данное направление принято и на уровне Правительства Российской Федерации — посредством субсидирования расходов компаний, которые устанавливают АГНС.
— Когда только «Газпром» финансировал подобную заправочную инфраструктуру, у нас даже в первом договоре было строительство одной заправки, прямо в программе газификации, и наша задача была привлечь абонентов на эту заправку, то есть автомобили, переоборудованные на природный газ, — обратился к истории вопроса заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Сёмка. — Программа корректируется, но к нам уже пришла заявка от компании, которая хочет построить у нас пять заправок. Сейчас любая может заявиться.
— У нас программа эта с 2015 года, — привел свои аргументы заместитель председателя комитета Вадим Агеенко. — Первые три-четыре года среди итоговых показателей нужно было учитывать, сколько машин перевели на природный газ, а, по-моему, в 2020 году эти показатели вообще вычеркнули...
Фото: Андрей Заржецкий
Поддержка из федерального бюджета действительно была временно приостановлена. Но бизнес продолжал развиваться. «Частники строили эти заправки самостоятельно», — уточнил Денис Архипов. Понятно, почему с 2016 года у нас «наросло» всего 12 газомоторных заправок, что в общем не очень удобно для автомобилистов. Комбинированный вариант заправки и газом, и бензином до сих пор практикуется во многом как раз потому, что не всегда и не везде есть возможность заправиться голубым топливом, особенно в поездках по области. Да и в областном центре.
В масштабах страны
Остается добавить, что в 2020 году Федерация приняла подпрограмму развития рынка газомоторного топлива госпрограммы «Развитие энергетики РФ». Она призвана содействовать не только увеличению потребления природного газа как моторного топлива, но и развитию газозаправочной инфраструктуры, а также соответствующего автопарка. Одним из направлений реализации программы предусматривалось предоставление субсидий на строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и переоборудование транспорта.
В 2022 году комплекс данных мероприятий вошел в состав федерального проекта «Развитие рынка природного газа как моторного топлива». С 2023 года является составляющей федерального проекта «Чистая энергетика». До конца 2024 года на данные цели может быть выделено свыше 19 миллиардов рублей, так как рынок оценивается как перспективный.
«Каждый год количество создаваемых АГНС растет, сейчас их общее число в России приблизилось к 900 объектам, из которых около 300 были просубсидированы за последние четыре года», — сообщает федеральное Минэнерго со ссылкой на февральское заявление первого замминистра Павла Сорокина на совещании Совета директоров «Газпрома» в Санкт-Петербурге. До 2035 года количество газомоторных заправок в стране намерены довести до 1435, параллельно увеличивая загруженность уже действующих.