Общественная приёмная губернатора — доступность и мобильность
Особенности минувшего года: акцент на онлайн, новые каналы связи и консультационные центры для мобилизованных и их семей
Обращений от жителей области органы власти и местного самоуправления всех уровней получают множество. Заметим, это не только жалобы или просьбы о поддержке, но и предложения. За прошлый год количество обращений превысило отметку в 157 тысяч, из них часть поступила в адрес губернатора и правительства области.
Количество обращений в органы власти в целом снизилось — в 2021 году их было 162,5 тысячи. Специалисты приемной стали более мобильны во всех смыслах, жители региона это ценят.
Как рассказал начальник управления по работе с обращениями граждан общественной приемной губернатора Новосибирской области Игорь Баранов, снижается количество обращений и в адрес губернатора:
— В прошлом году поступило 24 тысячи обращений, 2021-м — 27,5 тысячи, было очень много вопросов по медицинскому обеспечению, лечению граждан, — уточнил Игорь Геннадьевич. — В текущем году по этим вопросам обращений было уже не так много.
Из основных тенденций 2022 года: идет снижение именно письменных обращений — их стало меньше на три тысячи. «Было и поручение губернатора, это его позиция: стараться решать вопросы онлайн, ускорять движение обращений, — поясняет наш собеседник. — Человек позвонил, и тут же начинают приниматься конкретные меры. Судя по поступающим к нам отзывам граждан, этот формат им очень удобен — нет необходимости письменно излагать свои вопросы».
Игорь Баранов обозначил еще один тренд — увеличилось количество звонков по справочным телефонам, что также говорит о предпочтении и популярности у населения дистанционной формы обращений. Активно внедряется еще один канал — в виде смс-обращений. То есть максимально удобно и комфортно строить диалог с властью для каждого жителя области, независимо от местоположения и технических возможностей.
Еще одна особенность 2022 года — поток вопросов, связанных с частичной мобилизацией.
— У нас было много обращений, которые приходили от самих мобилизованных и от членов их семей, — уточняет Игорь Баранов. — В соответствии с распоряжением губернатора на территории трех пунктов были развернуты консультационные центры для решения их вопросов (практика признана успешной и лучшей в масштабах России — Прим. ред.). Очень много было обращений, мы рассмотрели порядка 16 тысяч вопросов, с которыми обратились сами мобилизованные, и уже на сегодняшний день более двух тысяч обращений от членов их семей. Эти вопросы решались прямо на месте, фиксировались. Сразу же мобилизованные граждане и члены семей получали консультацию, специалисты разъясняли, какие-то вопросы ставились на контроль. И уже не было никакой необходимости подавать письменные обращения. Хотя, конечно, если мы видели, что вопрос сложный и надо его прорабатывать, мы принимали письменные обращения. Когда люди обращались в консультационные центры, тогда, соответственно, меньше письменных обращений шло официальным порядком. И этот формат оказался очень востребован и признан примером взаимодействия региональных и федеральных органов власти по решению проблем граждан.
Еще одно достижение приемной в прошлом году — удвоено количество мобильных выездов.
— С помощью системы мобильных приемных, которая создана на территории Новосибирской области, в 2022 году мы провели 499 выездов, рассмотрели 531 вопрос. Только мобильная приемная губернатора выезжала 61 раз, 93 раза — оперативные группы мобильной приемной на местах, состоялось почти 350 выездов мобильных приемных глав районов. В 2021 году таких выездов было 371, то есть практически на 150 выездов в 2022 году стало больше. Люди искренне благодарят за оперативность и внимание, за то, что на обращение отреагировали, позвонили из общественной приемной губернатора. И в 2023 году уже активно ведем работу.
За каждым обращением — человек
В понедельник в общественной приемной губернатора спокойно и немноголюдно. Пожилая женщина рассказывает специалисту, до чего трудно найти общий язык с соседями. Да, и с такими вопросами сюда тоже обращаются, когда, например, участковый слушать не хочет.
На улице отчаянно метет. А в приемной тепло, уютно, по телевизору идет программа с участием главы государства. Огромный экран на полстены, стульчики, стенд с информацией о приемных днях руководителей органов госвласти региона. Очереди нет, два окна свободны. Так не всегда. Но обратиться можно разными способами — как лично, так и письменно: по почте, онлайн, по телефону. Сотрудник службы безопасности приветлив, охотно откликается, предлагает помочь.
На входе, конечно, турникет и рамка металлоискателя — теперь уже повседневные атрибуты безопасности в присутственных местах. Хотя, понятно, что граждане сюда могут принести за пазухой из «колюще-режущего» — только свои нерешенные проблемы. Как правило, не получив внимания или понимания в инстанциях уровнем пониже. Чаще всего, как показывает анализ обращений за последние пять с небольшим лет, людей волнует социальная сфера. 30 процентов вопросов, адресованных губернатору, могли решиться на уровне местных администраций, которые в результате привлекаются к работе.
Через общественную приемную губернатора области в минувшем году поступило более 24 тысяч обращений, а если считать с 2017 года — более 160,7 тысячи. И ни одно не осталось без внимания. Больше всего обращений было в 2018 году, с назначением на пост главы региона Андрея Травникова, который сразу предложил жителям вносить предложения по развитию области. А потом второй всплеск — в первом пандемийном, 2020 году.
Наибольшую активность в адрес губернатора и регионального правительства в 2022 году проявили жители Новосибирского, Тогучинского, Коченёвского, Барабинского и Мошковского районов.
В 2023 году редакция «Советской Сибири» возобновляет популярную некогда рубрику «В общественной приемной губернатора»: мы будем рассказывать в деталях, как и что решалось после обращения земляков к главе области. В этом номере представляем работу приемной в цифрах.