Управлять потоками авто и распознавать лица будет ИИ
Регион вернулся к решению задач по внедрению искусственного интеллекта (ИИ) в дорожно-транспортную сеть.
В Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2030 года транспортная инфраструктура обозначена как несоответствующая «требованиям современного мегаполиса и амбициям успешного региона», что подразумевает «невысокий уровень ее развития» и «низкое качество многих автодорог».
Изменить ситуацию к лучшему призван нацпроект БКД, мероприятия в рамках которого эксперты оценивают как очень затратные.
Одним из ключевых моментов является внедрение интеллектуальной транспортной системы (ИТС), которая в перспективе позволит дистанционно управлять профильной инфраструктурой Новосибирской агломерации. Как это отразится на нашей с вами жизни? В мегаполисе, Новосибирском районе, Оби, Искитиме, Кольцово и Бердске движению транспортных потоков перестанут препятствовать пробки, интенсивность движения увеличится.
ИТС начали создавать в 2020 году на средства федерального бюджета, общая стоимость была обозначена в пять миллиардов рублей. Часть мероприятий реализуется и в рамках региональной программы «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Как отмечают в минтрансе, процесс идет, хоть и непросто. Напомним, с 2022 по 2024 год на поставку оборудования Федерация планирует выделить 852,3 миллиона рублей. В 2020 и 2021 годах на создание ИТС регион был готов предоставить 310 миллионов рублей. Еще 80 миллионов рублей поступили из федерального бюджета, однако деньги не были освоены, их пришлось вернуть. О том, как обстоят дела сейчас, рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский.
— На сегодняшний день заключен контракт между Центром организации дорожного движения и АО «СИТРОНИКС». Контракт двухлетний, на 2022–2023 годы. На следующий год ждем, что законтрактуется город Новосибирск, — отметил министр. — Предусмотрены установка программного обеспечения, серверов и организация ЦУРа — центра управления. Эти работы завершены, идет пусконаладка оборудования. В 2023 году будет подключено периферийное оборудование. Одним из немаловажных составляющих элементов ИТС является автоматизированная система управления дорожным движением. В методических рекомендациях Минтранса прописаны несколько так называемых степеней зрелости ИТС. Перед нами поставлена задача по итогам 2024 года достигнуть первого и второго уровней зрелости.
Отметим, к автоматизированной системе будут подключены светофоры, системы распознавания лиц, марок и знаков автомобилей. В дальнейшем, на завершающих уровнях зрелости, не исключается применение дронов. Они будут фиксировать, как меняется дорожно-транспортная инфраструктура, объекты дорожного хозяйства и даже экология.
Ранее на Международном Сибирском строительном форуме представители компании «СИТРОНИКС» рассказали о преимуществах ИТС.
— Она состоит из множества модулей, начиная от прогнозирования и планирования до управления транспортными потоками, светофорами, пешеходными переходами и остановками, вплоть до беспилотного транспорта, — сообщил президент Sitronics Group Николай Пожидаев. — По статистике, благодаря работе ИТС значительно улучшается транспортная обстановка — на 15 процентов увеличивается пропускная способность дорог, на 17 процентов — средняя скорость движения автомобиля, сокращаются задержки транспорта и количество аварий.