USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Настаивать на 100 процентах

Наталья ИВАНОВА
В очередном сезоне будут проводиться детальные проверки, насколько устройство асфальтобетонных слоев соответствует нормативам. Фото: Андрей Заржецкий
В очередном сезоне будут проводиться детальные проверки, насколько устройство асфальтобетонных слоев соответствует нормативам. Фото: Андрей Заржецкий

Как действует гарантия качества работы дорожных подрядов?

В наступившем году, который в Новосибирской области станет годом качества, спрос с бракоделов, в том числе на строительстве трасс, усилится. Как показал опыт, контроль работает. Ситуация с ремонтом автомобильных дорог в регионе постепенно улучшается, однако не настолько, чтобы можно было назвать ее благополучной.

В 2022 году дорожно-строительным организациям пришлось бесплатно переделывать порядка 50 тысяч квадратных метров дорожного покрытия, которое они сами же и уложили.

Губернатор Новосибирской области призвал сформулировать единые стандарты работы с подрядчиками, которые заняты на ремонте автомобильных дорог. В перспективе для крупных и мелких компаний, если они будут нанимать сезонных рабочих низкой квалификации, это сделает невозможным скрывать, привлечены ли к ответственности виновные лица, допустившие брак.

— Более половины прозрачных процедур для первого года — это уже результат. Продолжайте настаивать на тех мероприятиях, которые вы предлагаете, — поручил губернатор министру транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолию Костылевскому. — Пока эта работа — неформальная, по договоренности. Подумайте, как ее можно закрепить документами, имеющими юридическую силу. Надо настаивать на стопроцентном исполнении наших требований.

Положительная тенденция сформирована

Теперь для ведомства опять на первый план выходит усиление контроля за качеством дорожно-строительных работ. В регионе уже создана и действует многоступенчатая система. Как выполняются мероприятия на различных стадиях, в том числе на завершающих, контролируют и сама подрядная организация, и заказчик. Для осуществления строительного контроля привлекаются специализированные инженерные организации, а независимый контроль качества остается территорией ответственности регионального минтранса.

В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) в 2022 году контрольные мероприятия были проведены на 114 объектах в Новосибирской области, и только 52 из них оказались без дефектов. Непосредственно к качеству выполненных работ, а также к организации дорожного движения и ведению необходимой документации было предъявлено 522 замечания. При этом представители заказчика выявили 117 нарушений, строительный контроль обнаружил еще 322 и 83 замечания выдвинул независимый контроль регионального министерства транспорта.

И все-таки по сравнению с 2021 годом ситуация в Новосибирской области выглядит намного лучше. Тогда, напомним, из 117 объектов без каких-либо замечаний оказалось только 34, или всего лишь 29 процентов.

Расследования и факты

Из предъявленных 522 замечаний к концу декабря 2022 года подрядные организации своевременно устранили 497; из-за неподходящих погодных условий не удалось нивелировать 25 замечаний. Они были выдвинуты по линии независимого контроля.

Что касается сферы ответственности заказчика, то в случае выявления брака подрядчику направляется требование об устранении дефектов, где указан и срок, когда это должно быть сделано. Если предписание своевременно не выполнено, подрядную организацию штрафуют на сумму от одной до ста тысяч рублей в зависимости от цены контракта. В 2022 году к подрядным организациям были применены аналогичные санкции в общей сложности на 71,1 миллиона рублей.

Такие данные на оперативном совещании в правительстве региона привел министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский.

— Мы по поручению губернатора в этом году проводили расследование каждого случая выявления брака на дорогах, — рассказал Анатолий Костылевский. — То есть не просто сдача была зафиксирована и чтобы подрядчик его устранил, а надо было еще разобраться, почему же он все-таки возник.

При проведении расследований выяснилось, что практически везде задействован так называемый человеческий фактор. Например, есть мелкие подрядные организации, куда нанимаются сезонные рабочие, сотрудники, которые обладают низкой квалификацией, иногда проблемы возникают на месте производства работ или нарушается схема доставки материалов.

Так, зафиксированы случаи, когда при транспортировке на дальние расстояния нарушался температурный режим асфальтобетонной смеси. Это можно объяснить в том числе и его превышением при отпуске строительного материала, что могло повлечь за собой его искусственное старение, или на объект он поступал не в том температурном сегменте, который бы позволил соблюдать технологию укладки.

— Проблемы выявлялись в стадии уплотнения, — объяснил Анатолий Костылевский. — То есть установлено четко определенное количество проходов дорожного катка. Меньше — это не доуплотнишь, больше — уже разуплотнение происходит. Составлена технологическая карта, и она в обязательном порядке должна выполняться.

Направлять предписания

Чтобы уменьшить время доставки смесей, регион рассматривает варианты приобретения и установки в наступившем году асфальтобетонных заводов в рабочем поселке Ордынское, в Карасуке и Куйбышеве. Напомним, новые заводы уже смонтированы в рабочем поселке Краснозёрское и в селе Здвинск.

А еще в 2023 году власти планируют усилить мероприятия по линии строительного контроля, причем акцент сделают на работах по устройству асфальтобетонных слоев. Кроме того, направлять предписания и накладывать штрафные санкции они станут намного быстрее.

— Тема остается на особом контроле, — подтвердил Анатолий Костылевский. — Этот год был объявлен годом качества и, думаю, на следующий мы его продлим. Мы провели также работу по усилению служб контроля заказчиков как федерального уровня, так и мэрии города Новосибирска. Там добавят количество людей, которые будут осуществлять контроль, и в обязательном порядке еще надо нанимать независимые специализированные организации, которые проводят контроль качества выполняемых работ.

Напомню, что по итогам 2022 года более 50 тысяч квадратных метров покрытия было переделано подрядчиками за свой счет, а по двум объектам контракты с дорожно-строительными организациями вообще были расторгнуты.