USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Вычислить потенциального стрелка

Светлана ФРОЛОВА
Момент задержания жителей Сибирского федерального округа, которые осуждены за финансирование терроризма. Фото: пресс-служб УФСБ России по Новосибирской области, коллаж: Юрий Ли
Момент задержания жителей Сибирского федерального округа, которые осуждены за финансирование терроризма. Фото: пресс-служб УФСБ России по Новосибирской области, коллаж: Юрий Ли

Силовики рассказали о технологии выявления среди подростков того, кто способен на акт террора

В конце ноября сразу несколько жителей Сибирского федерального округа были осуждены за финансирование терроризма. УФСБ России по Новосибирской области совместно с коллегами из Томской области пресечена противоправная деятельность группы сторонников запрещенной в России международной террористической организации «Катиба Таухид валь-Джихад».

Четверо иностранных граждан, которые подпали под деструктивное влияние группы, но не успели совершить преступление, выдворены из России. Группа занималась вербовкой и склонением новосибирцев к выезду за пределы России для участия в международной террористической организации. Такая вербовка сейчас ведется в том числе в социальных сетях. И подпадают под нее не только взрослые, но даже школьники.

Маска, я тебя знаю

В этом году Минобрнауки России было разработано и выпущено методическое пособие «Типовая модель действий нарушителя, совершающего на объекте образования преступление террористической направленности в формах во­оруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников».

Методичка была разослана по всем школам, в том числе Новосибирской области. Правда, есть подозрение, что далеко не все руководители школ взяли ее на вооружение, а зря — в ней, в частности, содержится психологический портрет потенциального террориста.

Согласно материалам брошюры, большая часть нарушителей, совершающих (планирующих совершить) преступления на объектах образования в России за последние годы, были подростками 12–19 лет с неустойчивой, а точнее, болезненно измененной психикой. Таким детям чаще всего свойственны склонность к вспышкам ярости, недостаточность эмпатии по отношению к другим, неспособность испытывать чувство вины перед ними и вместе с тем потребность в индивидуальном признании, самоутверждении. Кроме того, у них возможны проблемы со здоровьем в области психоневрологии, психиатрии, проявление симптомов тревоги и/или депрессии. Психологи отмечают наличие у таких подростков психологической травмы, связанной с физическим, сексуальным, эмоциональным насилием, дисфункциональным поведением родителей. Часто у них бывает не удовлетворена потребность в доверительном общении со взрослыми и сверстниками, как правило, такие подростки имеют низкий социальный статус в классе, постепенно отчуждаются от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы).

Чем больше факторов риска, тем хуже

Описан и негативный опыт общения таких ребят со старшими, которые могут формировать модель поведенческих навыков у подростков, в том числе уже состоявшими в деструктивных сообществах. Чем больше накапливается факторов риска, тем больше вероятность, что подросток выберет такую «ролевую модель», тем более возможным становится деструктивное поведение.

Интересно, что около половины нарушителей были вменяемы, даже имея некоторые психические расстройства. Ведь необязательно человек с таким нарушением — псих и неадекват. Он вполне понимает, что совершает преступление против жизни и здоровья других людей, потому пытается оправдаться: «пришел избавить мир от людей, которые являются живностью и биологическим мусором»; «мало интересует общение с себе подобными, поскольку все чувства — ложь и обман»; «вокруг одни придурки, и есть мысли всех перестрелять».

Иногда такие «спасители» возлагают ответственность за свои преступления не только на людей, но и на Бога. Например, шестиклассник из поселковой школы Пермского края заявил: «В меня вселился Бог! Я не справлюсь с собой».

«Тварь ли я дрожащая или право имею?»

В основе идеологии терроризма как идеологии насилия лежит желание считать себя «имеющим право» на насилие; как идеологии отрицания общечеловеческих ценностей — отрицание любых позитивных идей. Разработчики методики выявления потенциальных террористов сообщают, что содержанием личностного мировоззрения нарушителей является ряд отрицательных нравственных качеств в их крайних проявлениях:
— крайнее проявление индивидуализма (человеконенавистничество);
— обостренное тщеславие;
— корыстолюбие, готовность ради материальных благ отказаться от духовных ценностей, продать и предать свою веру, страну, родных и близких;
— жестокость;
— желание любым способом доказать свою значимость;
— трусость и так далее.

ФАКТ

Не друг, не враг, а зло­умышленник

Преимущественно противоправные деяния в школе совершали лица, связанные с этим образовательным учреждением различными жизненными обстоятельствами: это мог быть как ученик, выпускник, так и приятель обучающихся. Поэтому террористы исчерпывающе обладали информацией: как охраняется учреждение, режим работы школы и ее внутренний распорядок, расположение помещений.