USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Почему не ходят «пээсдэ»

Светлана ФРОЛОВА
Зимой районные дороги не только часто требуют уборки снега, но и в целом находятся в плохом состоянии. Чтобы до них дошли руки, необходимо ощутимое вложение средств, которых в районах часто нет. Фото: Андрей Заржецкий
Зимой районные дороги не только часто требуют уборки снега, но и в целом находятся в плохом состоянии. Чтобы до них дошли руки, необходимо ощутимое вложение средств, которых в районах часто нет. Фото: Андрей Заржецкий

Почему районы не подают заявки на выделение бюджетных денег, кто пишет ПСД и почему задерживаются торги по проектам?

Из года в год в Новосибирской области повторяется одна и та же ситуация: по каким-то непонятным причинам выделение средств на дорожный ремонт и строительство в регионе крайне неравномерно. Причем когда один район может получить максимальную сумму, другой останется с носом. Почему так?

В этом вопросе на прошлой неделе разбирались депутаты Законодательного собрания на комитете по транспортной, промышленной и информационной политике.

Одним всё, другим — ничего?

На профильном комитете исполняющий обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства региона Вячеслав Невежин озвучил предложенные правительством изменения в госпрограмму «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области». В частности, речь шла о дополнительном финансировании дорожного строительства.

Депутаты сосредоточили внимание на данных по каждому району и остались не удовлетворены.

— Что касается дорог местного значения, передо мной лежит одна табличка, — издалека начал свое крайне эмоциональное выступление председатель комитета Валерий Ильенко. — Я к тому, что минтранс распределил субсидии между районами и подошел к этому с какими-то критериями. А теперь напомню лето 2022 года, когда у нас произошел в мягкой форме скандал: было перераспределение, и нас поставили перед фактом. Мы, как слепые котята, не знали, кому что отвечать. Но мы-то видим на комитете свои районы. Остальные депутаты, которые не работают в Законодательном собрании, видят только в том случае, если индивидуально каждый начнет заниматься или сигнал поступит с района. И вот опять та же самая картина. Вы почему не даете пояснений по субсидиям на 2023 год? Почему одному району дали 50, 100 и так далее миллионов рублей, а другому — ничего? Если бы в таблице было такое пояснение, думаю, сегодня бы вопросов не было. Хотелось бы получить ответы на эти вопросы, и не общими фразами, а конкретику.

Оказалось, что таблица формировалась по заявкам районов. И проблема как раз в том, что не все из них вовремя предоставили нужные данные. «Это происходило до момента выделения дополнительного финансирования из бюджетных средств. Заявки районов, поданные до конца августа текущего года, вошли в дополнительную потребность в соответствии с суммарными объемами финансирования в размере один миллиард 794 миллиона 416 тысяч. И финансирование в полном объеме было предоставлено. Там, где в таблице стоят ноли, районы дополнительную заявку не подали», — объяснил и. о. министра.

Однако председатель комитета усомнился в объективности данных, заявив, что располагает иными сведениями из районов. Как выход из возникшего спора минтранс выразил готовность представить в ближайшее время комментарии по каждому пункту таблицы. И. о. министра объяснил и неподачу заявок от районов вовремя, причина банальна — отсутствие проектно-сметной документации. О чем неоднократно говорилось в стенах парламента и правительства как об основной причине того, что в сельских территориях денег нет то на одно, то на другое.

И про ошибки в ПСД, кстати, тоже говорилось много раз, причем не только на уровне районов: даже в областном центре вести качественную работу с проектно-сметными документациями или некому, или что-то мешает. Но это другая история. Должен же быть какой-то выход. Валерий Ильенко не озвучил имеющиеся у него данные. В любом случае проблема очевидна.

Поднять протоколы!

По словам депутата Александра Барсукова, парламентарии просили дать график проведения торгов по объектам в 2023 году.

— На сегодня из 53 объектов только 13 отторгованы. Это 24 процента! Проблемы начинаются с проектно-сметной документации. Отсюда ноги растут. Мы говорили: 2024-й,
2025-й — торгуйте! Ведь понимаете, что подрядчики должны произвести заготовку материала. Сейчас зима, а повезут они материалы летом — они же раздавят все дороги! — отметил Александр Барсуков.

Заместитель председателя комитета Сергей Титков призвал собравшихся поднять протоколы. «Мы, депутаты, все защитили наказы своих районов, — подчеркнул он. — У вас есть эти протоколы. В них есть поручения, уверен, что многие пункты можно было выполнить за счет дополнительного финансирования муниципальных образований — это два миллиарда 400 миллионов рублей! Многие наказы можно было выполнить за счет этих средств. Посмотрите наказы депутатов, ведь это была возможность выполнить еще и их».

По мнению парламентария, следует внести изменение в порядок рассмотрения поправок в бюджет.

— Сегодня же как нам предлагается? С поправками прийти на бюджетный комитет, мол, и там ты все решишь. Но там уже ничего не решишь! Там таблицы будут. Надо в следующем году поправки в бюджет ко второму чтению сначала рассматривать в комитете. И если мы не увидим какие-то поправки от правительства, тогда мы сами будем вносить эти поправки — прямо на комитете, причем на нашем, а не на бюджетном. Тогда будет все понятно. Это же бюджет, он на три года принимается! — подчеркнул Сергей Титков.

Словом, комитет отказался принимать таблицу и решил собраться еще раз.

Быть или не быть новым камерам?

Камнем преткновения на заседании комитета снова стала фотовидеофиксация. Напомним, в ноябре депутаты профильного комитета выражали сомнение в эффективности системы, поскольку статистика ДТП свидетельствует, что их количество из года в год растет, а не снижается, фиксируй не фиксируй. А потому финансирование этой кампании по закупке и установке камер следует приостановить в пользу других насущных статей расходов. Комитет рассчитывал, что минтранс учтет данное пожелание в проекте бюджета.

— По фотовидеофиксации опять видим увеличение на 2023 год! — воскликнул председатель Валерий Ильенко. — Собираетесь приобрести 100 комплексов, а мощности ваши позволяют установить максимум 50, и то с большим трудом! Вам придется объясняться, куда эти деньги пойдут!

Комментарий
Валерий Ильенко, председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике:
— При принятии в первом чтении закона об областном бюджете мы обратили внимание, что дополнительные средства необходимо распределить на дороги местного значения. Нас услышали. Перераспределено два миллиарда 400 миллионов рублей. Но есть одно «но»: мы должны понимать, чтобы объяснить своим избирателям, почему у одного района ноль, а у другого 200 миллионов. Сегодня-завтра нам предоставят эту информацию, будет ясность. Вопрос требует постоянного внимания. Проведем еще одно заседание в декабре по проблеме строительства и ремонта автодорог. Мы хотим понимать, рационально ли используются средства, которые выделены на строительство дорог, на фото- и видеофиксацию. Для нас немаловажно, учитываются ли при планировании наказы, которые мы получили от избирателей.