«Хочу быть следователем», или Роботы для всех
Региональные гранты помогут 1400 школьникам и педагогам получить цифровые компетенции
В школах Новосибирской области благодаря новой региональной мере поддержки айти-отрасли появился необычный факультатив. Теперь организации допобразования смогут обучать сибиряков, как юных, так и взрослых, востребованным на рынке труда цифровым специальностям.
Кириллу 13 лет, учится в школе № 219. Новый бесплатный факультатив выбрал не потому, что родители предложили — захотел сам, хотя и не видит себя в будущем программистом.
Фото: Андрей Заржецкий
— Вообще я хочу стать следователем, — говорит школьник. — Для этого тоже нужна цифровая грамотность, например, если понадобится разгадать какой-нибудь скрытый файл на флешке преступника. Сейчас я делаю игру, — показывает Кирилл на экран, — создаю для нее скрипты. Скрипты — это такая вещь, которая задает действия. Например, ты прописал какое-то действие, и твоя пешка на экране будет двигаться вперед. Игра у меня сейчас как раз про это — как пешка двигается в лабиринте.
Новосибирская городская общественная организация по содействию в обеспечении образовательного процесса Лицея № 22 «Надежда Сибири» первой приступила к реализации проекта допобразования в направлении IT. Как работает программа подготовки, журналистам и представителям профильного министерства показали в ходе пресс-тура в школу № 219 Новосибирска на минувшей неделе.
— В том-то и дело, что данный продукт ориентирован на школьников, и в виде такой игры как раз и закладываются азы программирования. То есть сами алгоритмы, каким образом их составлять для того, чтобы достичь поставленной цели. В процессе игры происходит выработка логики мышления, — объясняет Сергей Пустынников, начальник управления стратегического планирования и финансового учета министерства цифрового развития и связи Новосибирской области.
Нехватка кадров и как её преодолеть
По словам Сергея Пустынникова, сейчас по стране в целом ощущается острая нехватка айти-кадров. Их подготовкой нужно заниматься со школы. В текущем году развернуты беспрецедентные меры поддержки отрасли.
Фото: Андрей Заржецкий
— Необходимо помогать не только компаниям, но и образовательному сектору — разрабатывать современные и актуальные учебные программы, — подчеркнул Сергей Пустынников. — На федеральном уровне мы видим большое количество программ, доступных для различных групп населения. В продолжение этой темы — грантовая поддержка местных проектов в области дополнительного образования в сфере айти, инициативу поддержали губернатор Андрей Травников, наше министерство и минрегионполитики. В сентябре 2022 года мы организовали и провели конкурс на предоставление грантов некоммерческим организациям. Один из проектов, которые выиграли конкурс и стартовали, представлен здесь, в школе № 219.
В целом на эту инициативу, то есть на конкурс региональных грантов, в текущем году заложено 10 миллионов рублей.
— Очень важно, что у сельских и городских школьников равный доступ к образовательному контенту в рамках проекта, — отметил начальник управления стратегического планирования и финансового учета министерства цифрового развития и связи Новосибирской области Сергей Пустынников.
Для детей и педагогов
На проекте запланированы два потока онлайн-курсов с очным финалом на площадке «IT-куба» в лицее. В рамках первого потока занятия в пятнадцати школах Новосибирской области уже начались. При выборе площадок приоритет отдавался сельским образовательным организациям, например в Кочковском, Новосибирском, Барабинском и других районах области, в наукограде Кольцово.
Факультатив «Робототехника» начинается с третьего класса и проходит до девятого включительно. С детьми помладше учителя сначала рассматривают простые конструкторы, которые просто механически, например под воздействием человека, могут перемещаться. Далее собираются машинки с мотором. В четвертом классе ученики уже собирают устройство, которое программируется ими и управляется автоматически через ноутбук или телефон. Что касается старших классов (например, 7-го и 8-го), на этих занятиях «лаборатория» уже находится в виртуальном мире — можно поместить робота в любое пространство, придумать локацию и осуществить программирование с помощью виртуальных команд. Фото: Андрей Заржецкий
Учить детей в таких школах должны и специально обученные кадры. По словам Сергея Пустынникова, проекты, получившие субсидию, также направлены на повышение квалификации преподавателей вузов и колледжей, профориентацию студентов и получение ими дополнительных цифровых компетенций, работу со школьниками по различным направлениям — программирование, виртуальная реальность, информационная безопасность, микроэлектроника, интеллектуальные системы, робототехника и другое.
Владислав Махов, руководитель центра дополнительного образования «Надежда Сибири» Лицея № 22 и проекта «IT-куб» подтвердил: «В настоящее время существует проблема, что в областных и новых школах отсутствуют квалифицированные педагогические кадры, которые могли бы вести занятия по IT- направлениям. И нашим проектом мы попытались ее решить». За год 440 учащихся 7–11-х классов, а также педагогов и студентов-волонтеров получат дополнительные цифровые компетенции по разным направлениям подготовки.
Фото: Андрей Заржецкий
— Мы даем педагогам не только теоретические знания, которые они могут получить на курсах повышения квалификации, например, но и практические, — объясняет Владимир Махов. — То есть учителя обучаются вместе с детьми и могут вести по окончании нашего проекта курсы допобразования уже самостоятельно, пройдя подготовку по организации кружков и мастерских IT-профиля на базе своих школ.
КСТАТИ
В 2022 году в Новосибирской области социально ориентированные НКО реализуют пять проектов допобразования в сфере информационных технологий на средства грантов.