Оптовые поставки технологий
Как и почему изобретения сибирского учёного сообщества могут и должны служить людям
Авторы уникальных разработок в новосибирских университетах — а это и преподаватели, и студенты — уверены, что уже в ближайшее время возможно наладить серийный выпуск инновационной продукции. Процесс ускоряют созданные в регионе центры трансфера технологий.
Каков алгоритм входа инноваций в реальный сектор экономики через такие центры, мы узнали на базе одного из них, всего таких три. Показательным примером освоения инновационных проектов на производстве, в том числе с привлечением мер государственной поддержки, является Центр трансфера технологий Новосибирского государственного технического университета (ЦТТ НГТУ).
Фото: Андрей Заржецкий
— О том, что они работают всерьез, говорит то взаимодействие, которое за короткий период им удалось выстроить со всеми производственными компаниями, — подчеркнула заместитель губернатора Новосибирской области Ирина Мануйлова. — За каждым проектом, который сегодня представлен, стоят реальные заказчики, реальные производители, а самое главное, реальные потребители этого продукта.
В НГТУ центр был образован весной 2021 года. Уже в октябре он победил в одном из конкурсов Министерства образования и науки Российской Федерации. В результате сибиряки получили грант по линии федерального проекта «Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям» национального проекта «Наука и университеты».
В апреле на международной выставке инноваций и инвестиционных проектов в научно-технической сфере HI-TECH-2022 в Санкт-Петербурге этот центр отметили золотой медалью и дипломом первой степени в номинации «Лучший бизнес-инкубатор, лучший инновационно-технологический центр, лучшая венчурная компания, лучший институт инновационного развития».
— Считаю, что за этим центром большое будущее, — рассказала Ирина Мануйлова. — НГТУ — университет многопрофильный. Здесь работают лаборатории, которые охватывают практически все технические направления, и, конечно, в запасниках каждой очень много научных разработок. Но для того чтобы научная разработка стала реальным продуктом, реальной технологией, и нужен центр трансфера технологий. Это процесс коммерциализации, когда нам очень сложно бывает убедить наших выдающихся ученых в том, что их изобретение может и должно служить людям. Сегодня в условиях импортозамещения это первоочередная задача. Мы понимаем, насколько сейчас важно не просто заместить импортные составляющие, но при доработке выйти на качественно лучшие характеристики. Это импортоопережение, повышение конкурентоспособности. Технологический суверенитет России обеспечивается как раз вот такими прорывными проектами.
В ЦТТ НГТУ успели вывести на достаточно высокий уровень готовности проекты в таких научных направлениях, как телемеханика, силовая электроника, биороботы, искусственный интеллект, интеллектуальная автоматика. Продвижением проектов в основном занимаются сотрудники, привлеченные к работе из реального сектора экономики. В число партнеров центра входят такие крупные отечественные предприятия, как Новосибирский приборостроительный завод, ПАО «Транснефть», Сибэлектропривод, Уральское КБ транспортного машиностроения и другие.
Фото: Андрей Заржецкий
— Было очень приятно в перечне предприятий, которые сотрудничают с Центром трансфера технологий НГТУ, слышать те, которые находятся в нашем регионе, — добавил министр науки и инновационной политики Новосибирской области Вадим Васильев. — Это значит, что у представленных разработок есть отраслевая направленность, есть промышленный заказчик или партнер. Задача министерств и правительства области — интенсифицировать этот процесс. С этой целью проводится конкурс на предоставление субсидий областного правительства на трансфер научных разработок в производство. Конкурс проводится на паритетных началах: средства предоставляются из бюджета, и в таком же объеме средства на выпуск новой продукции вкладывает предприятие, при этом не менее 20 процентов направляется на проведение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы. Еще одна задача — обеспечить «встречу» инноваторов и производственников, помочь им найти те точки взаимодействия, которые позволят создавать новые виды продукции. И очень здорово, что есть такие центры трансфера технологий, как в НГТУ, которые поставляют готовые решения практически «оптом» и готовым для внедрения пакетом.
ЦИФРА
В 2022 году на трансфер научных разработок в производство было направлено 70 миллионов рублей, в 2023-м эта сумма будет увеличена почти до 100 миллионов.
Как получить масштабное серийное производство
Инноваторы предлагают новинку, которая поможет предупреждать аварии. Устройствами, разработанными в НГТУ, уже оснащены Новосибирская ГЭС, различные подстанции Сибири, они установлены на станциях Норильско-Таймырской энергосистемы.
Комплекс «Раптор», о котором идет речь, разработан не только алгоритмически.
Фото: Андрей Заржецкий
— Разработаны и его программная и аппаратная части, — рассказала декан факультета энергетики НГТУ Анастасия Русина. — Это отечественный продукт. Большинство продуктов, которые составляли основу автоматизации в России, были импортными. У нас в планах получить более масштабное серийное производство.
Кстати, факультет энергетики вуза уже известен разработками в сфере регулирования и управления режимами энергосистем. И одной из самых крупных можно назвать автоматику малой генерации профессора Александра Фишова. Она внедрена в Новосибирске в жилом массиве «Березовая роща», изолированно от централизованной энергосистемы.
Фото: Андрей Заржецкий
КОММЕНТАРИЙ
Проректор по инновациям и развитию НГТУ Марина Хайруллина:
— Мы сегодня знаем, что в такие короткие сроки предприятиям, особенно корпорациям, нужны разработки высокой готовности. Сделать мы это можем, только вкладывая свои собственные средства. Перспективные разработки позволяют университету развивать внебюджетные средства и получать тот уровень готовности, когда предприятию становится выгодно дофинансировать проект и выпустить его в серийное производство. Это как раз тот случай, когда внутренние затраты на исследование разработки университета работают на то, чтобы и импортозамещение произвести, и связь с индустриальным партнером установить, и получить от него финансирование на дальнейшее движение вперед.
Привычка покупать за границей — тупик
Начиная с 2008 года на автомобили «Лада-Калина» установили порядка 2,5 миллиона усилителей рулевого управления. А придумали их... в Сибири.
Центр механотроники НГТУ был создан в рамках программы «Приоритет-2030» и объединил усилия кафедры электромеханики и кафедры электропривода и автоматизации.
До сих пор тут наиболее успешным примером внедрения инновации в производство принято считать усилитель рулевого управления. Его с 2008 года устанавливают на отечественные автомобили линейки завода «АвтоВАЗ». Первый усилитель был поставлен на «Ладу-Калину». С тех пор на Сарапульском электрогенераторном и Калужском электромеханическом заводах изготовили порядка 2,5 миллиона экземпляров.
На звание второй визитной карточки центра мехатроники не без оснований претендуют электрические двигатели для погружных нефтяных насосов. Проект реализуют с 2006 года. В настоящее время проводятся испытания опытных образцов.
Фото: Андрей Заржецкий
— Еще один проект, который мы сегодня развиваем в рамках программы «Приоритет-2030», — это двигатели для беспилотных летательных аппаратов, — рассказал заведующий кафедрой электропривода и автоматизации промышленных установок Денис Котин. — Двигатель был разработан сотрудниками центра мехатроники, изготовлен совместно с нашими производственными партнерами из Новосибирска. Намотку осуществляли самостоятельно наши студенты и аспиранты. Буквально сегодня планируем проводить стендовые испытания.
Двигатель используется для беспилотных летательных аппаратов типа «крыло». Он может заменить зарубежные аналоги, которые пока устанавливают на разработанный в университете в рамках программы «Приоритет-2030» беспилотник наблюдательного типа. Модель спроектировали максимально на отечественной базе, а фюзеляж и вовсе изобрели и изготовили в университете. Разработчики надеются, что новый электрический двигатель окажется эффективнее импортного. По их мнению, это сможет продлить время нахождения летательного аппарата в воздухе и, как следствие, его целевую работу.
Уже сейчас беспилотник от НГТУ оснащен эксклюзивными фюзеляжем и системой автоматического управления. Образец прошел предварительно испытание на полигоне в Подмосковье. После того как замечания будут устранены, разработчики планируют приступить к выпуску «достаточно объемных партий» этих летательных аппаратов. Срок намечен на 2023 год. Несмотря на то, что на площадках университета это возможно и в настоящее время, в рамках программы «Приоритет-2030» НГТУ продолжает наращивать производственные мощности. Если их по каким-то причинам не хватит, университет готов к сотрудничеству со сторонними производителями. Только на недавно состоявшемся в Новосибирске международном форуме инноваторов IN’HUB покупкой как БПЛА, так и отдельно двигателей заинтересовалось порядка 25 потенциальных партнеров.
Фото: Андрей Заржецкий
— Такие модели востребованы, потому что всего этого в России должно быть больше. Нужно намного больше, — подчеркнул ректор НГТУ Анатолий Батаев. — Покупать по привычке за рубежом — мне кажется, это тупиковый путь развития. Отечественной продукции должно быть много, и учитывая то, что мы находимся, допустим, в Новосибирской области — а это все-таки промышленный регион, — производство должно быть здесь.