Новосибирь-85 в лицах
Публикуем письма жителей области, которые поделились своими историями к юбилею региона
Некоторое время назад «Советская Сибирь» обратилась к своим читателям с просьбой помочь в создании праздничного номера. Скажем откровенно: писем оказалось гораздо больше, чем мы ожидали, поэтому мы продолжаем их публикацию, хоть юбилей и прошел.
Вера
Алексей Старков, село Бергуль, Северный район
Я хочу посвятить этот рассказ памяти моей любимой первой учительницы.
В школу я пошел в 1948 году, так как в 1947-м мама не могла меня отправить учиться по причине бедности. Нас, детей, было трое в семье. Отец погиб в 1943 году, старшие братья уже учились.
Итак, первое сентября. Брат дал мне чернильницу с разведенной сажей. Мама надела на меня свою женскую бордовую кофту, повесила через плечо домотканую торбу со старым букварем и сказала со слезами на глазах: «Иди, сынок, учись».
Вышел я из дома босиком. Школа была рядом. Прозвенел звонок. В классе было около 20 учеников, причем разного возраста. В класс вошла красивая учительница, и мы все встали, а из-за больших парт нас еле было видно. Она сказала: «В школе мы будем учиться читать, писать, рисовать, петь и играть в разные игры». Весь урок мы как зачарованные слушали ее рассказы о природе, о животных и птицах.
На следующий день мы всем классом работали на школьном приусадебном участке. Сажали саженцы разных деревьев: черемуху, рябину, калину, яблоньки, а также хвойные деревья. Запомнилось, как мы сажали маленькую яблоньку, и я спросил у Веры Александровны, когда на ней вырастут яблоки. Она ответила, что через десять лет. И я потом каждый год ходил к этой яблоньке, поливал ее и все ждал, когда она станет взрослой и принесет плоды. Прошло десять лет, и мы дождались ее яблок, но жаль, что с нами тогда уже не было Веры Александровны. А хвойные деревья, ели и сосны, и сейчас растут, стали громадные и могучие.
Всем классом мы часто ходили в лес, собирали осенние листочки деревьев, приносили в класс, а на уроках рисования их срисовывали. Урок рисования стал для меня самым любимым. И пока я учился в семилетней школе, я был членом редколлегии стенной газеты и участвовал в конкурсах детского рисунка. Урок пения. Вера Александровна замечательно пела. Мы ждали этого урока с нетерпением, чтобы услышать ее голос, ее песни о Москве, о нашей любимой Родине. А к новогодней елке мы вместе делали игрушки из соломы. Помню, ставили сценку про стрекозу и муравья. Ксения Чалкова играла роль стрекозы, а я был муравьем. Она пела: «Муравей, милый мой, попляши ты со мной». А я: «Я и рад бы поплясать, да уж очень я устал». В эту девочку я был влюблен, пока учился в своей школе...
Прошло три года. Как-то Вера Александровна сказала нам, что по окончании учебного года уедет к себе на родину, где у нее родители и младшая сестричка. Закончился учебный год, и она уехала. Осталась нам на память только фотография...