USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Наши экспортёры обратили внимание на Сербию

Мария БОРОВЕЦ

Более трех тысяч новосибирских предпринимателей пользуются услугами маркетплейсов, продавая свои товары через интернет. Контакт производителей и держателей площадок виртуальной торговли налаживает региональный минпромторг.

Развитию интернет-направления способствовало открытие в регионе мощного логистического хаба Почты России, который облегчил, по словам представителя Ozon, выход локальных предпринимателей на рынок электронной торговли. В свою очередь, платформы электронной коммерции упрощают для новосибирских продавцов организацию логистики и расширяют возможности для масштабирования бизнеса.

— В течение пяти часов товар продавца, отгрузившего поставку на фулфилмент (так называется комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки — Прим. авт.), появляется на витрине электронного магазина, — говорит заместитель управляющего директора по GR OZON Александр Васильев. — По итогам первого квартала 2022 года мы представили на своей площадке товары 3300 предпринимателей Новосибирской области, это в 3,6 раза больше, чем годом ранее.

Что продают наши производители через электронные площадки коммерции? Товары для дома, красоты и здоровья, а также для строительства и ремонта. Только на одном маркетплейсе продажи наших бизнесменов выросли за год в пять раз и принесли за январь  — март 2,6 миллиарда рублей.

Почта России, которая в основном занимается доставкой товаров в цепочке интернет-заказов, подтверждает: потребители все активнее совершают покупки виртуально.

— В этом году мы занялись улучшением качества доставки на последней миле, — говорит глава управления Федеральной почтовой службы Новосибирской области и макрорегиона Сибирь АО «Почта России» Александр Завьялов. — Расширен штат курьеров и автопарка для быстрой и удобной доставки заказа до дверей. Автоматизированная сеть почтаматов позволяет в удобное время забрать заказ, не общаясь при этом с сотрудником. Мы активно заключаем агентские договоры для того, чтобы клиенты могли сдать/получить посылку без очередей или же в территориально удобных для них районах города, например в новых микрорайонах, где еще нет почтового отделения.

Для интернет-продавцов Почта России развивает доставку партийных отправлений до склада маркетплейса, так как большая доля покупок приходится именно на эти площадки.

— Из особенностей можно отметить, что зарубежные маркетплейсы изменили подход к формированию заказов россиян, — отметил руководитель почтовой службы по региону. — Интернет-магазины, чтобы удешевить доставку, стали укрупнять заказы, отправлять несколько товаров в одном упаковочном пакете. Поэтому в 2021 году количество мелких пакетов в штуках уменьшилось, но при этом вес отправлений увеличился.

Интересно, что в 2022 году, в апреле и мае, почта ощутила некоторое затишье по китайскому направлению, откуда поступает 98 процентов международных отправлений в Новосибирск. В мае объемы вновь стали расти и показатели за шесть месяцев 2022 года оказались сопоставимы с таким же периодом 2021 года — в среднем 5,5 миллиона штук за полугодие.

Что касается экспортных отправлений, то они пока не восстановились: по данным почты, их поток снизился примерно в два раза— в среднем около 1500 отправлений в месяц.

Популярные направления зарубежной отправки товаров через канал Почты России несколько изменились. В 2021 году ТОП-4 выглядел так: США, Германия, Великобритания, Казахстан. В 2022-м Китай занял вторую строку, а Великобритания покинула ТОП.

Какова перспектива? Сейчас происходит перераспределение рынка, наши экспортеры обращают внимание на новые направления. Например, россияне (и Новосибирск в том числе) активно проявляют интерес к экспорту в Сербию (по сравнению с 2021 годом отправки туда выросли на 198 процентов), в Грузию (70 процентов), на Кипр (53 процента), в Черногорию (44 процента) и Турцию (31 процент).