«Удивительная штука память…»
Уважаемая редакция! В нынешнем году в газете вышло немало материалов, посвященных Дню Победы. Решил и я поделиться своими воспоминаниями.
Какая же все-таки это удивительная штука — память…. Сколько лет прошло, а как будто вчера было. Шел 1941 год, приближался самый черный день в истории нашей страны — день начала самой страшной войны, 22 июня. В это роковое воскресенье наша деревня жила обычной жизнью, ни о чем не подозревая.
Ужасная весть пришла из районного центра и моментально разнеслась по всем селам и деревням. Незамедлительно была объявлена мобилизация. Призыву подлежали все, кроме стариков, женщин и детей. Надо было видеть, что творилось у нас в деревне. Все были страшно взволнованы. Мы, дети, плакали — у нас было предчувствие, что нашего отца отправят на фронт. Он уже побывал на финской войне, с которой вернулся в начале 1940 года, а 24 июня 1941-го мы снова провожали его и, как оказалось, видели отца в последний раз.
Помню, папа отозвал меня в сторону и стал говорить слова, которые я слышу до сих пор: «Алёшка, ты мужчина, остаешься в ответе за всю нашу семью, за всех». А потом, после минутного молчания, отец уже для всех произнес: «Пока я воюю, он отвечает за всех вас». Эти слова до сих пор звучат во мне, как наказ.
А потом началось тревожное ожидание писем с фронта. Когда в руках оказывался заветный треугольник с номером полевой почты и штампом, проверенный военной цензурой, счастье переполняло нас. Эту заветную страничку из школьной тетради, исписанную между боями химическим карандашом, мы, четверо детей, вырывали друг у друга — кому читать. Мы как будто слышали голос папы: «Как вы там, как здоровье? Милые, родные, держитесь. Алёша, сынок, поздравляю с днем рожденья». Это был август 1941 года. «Долго не имел от вас вестей, а сегодня у меня праздник — получил сразу пачку ваших писем». Дорогие письма, родной папин почерк…
По-прежнему ходил по селу почтальон. Нам он печальным голосом отвечал, что, мол, письма пока пишут. А как будут, он сразу принесет. Шли дни, месяцы, но в душе теплилась надежда, что папа жив и обязательно вернется, ведь он обещал. Но отец не сдержал своего обещания. Он пропал без вести на Калининском фронте 14 сентября 1941 года. А чуть позже мама получила казенную бумагу — извещение.
На памятнике в родном моем селе Прослауха Баевского района Алтайского края 329 имен, 144 из них числятся пропавшими без вести, еще для 82 не установлено место захоронения. Такое горе нас постигло. И ни одна из несчастных женщин, которые ждали чуда, не дождалась его — бедным матерям, вдовам, невестам пришлось всю жизнь лить слезы. Немногим бойцам удалось вернуться живыми. Мемориалы павшим на полях сражений с жестоким врагом свидетельствуют о невосполнимых потерях нашего народа. Нет, пожалуй, такой семьи, которой не коснулась бы война. Даже теперь, спустя столько лет после Победы, жены ждут мужей, а дети — отцов. Для молодых людей война — это история, оставшаяся на страницах книг. А для нас, ветеранов, вой-на — это наша молодость. Время не стерло из нашей памяти ратные и трудовые подвиги нашего народа, и мы обязаны помнить победный 1945 год.
Но вот, наконец, пришел тот день, которого мы так ждали. Весть об окончании Великой Отечественной войны летела с запада на восток нашей огромной страны, над руинами Берлина, над освобожденной Европой, над разрушенными советскими городами и селами. Пришла эта весть и в Западную Сибирь, к нам, в Новосибирскую область. Сегодня мне 93 года с гаком. Я вместе со всем народом восстанавливал нашу страну после войны, варил сталь, осваи-вал целину. Пишу вам с больничной койки, принимаю качественное лечение. День Победы наша страна отпраздновала с парадом, было шествие «Бессмертного полка». И это здорово!