Один секрет от маленькой компании, которая стала большой
Как пройти путь от любопытного третьекурсника до руководителя компании — участника федеральных проектов
Эффективность средств, вложенных областным бюджетом в развитие Академпарка, через 15 лет его существования можно оценивать и по объемам налоговой отдачи в бюджет, и по количеству создаваемых рабочих мест, и по уровню внедрения разработок в экономику. А также по степени успешности непосредственно тех проектов, которые выросли под крышей инновационного инкубатора — от маленьких инициатив до масштабных бизнесов.
Итак, Академпарк сегодня — это комплексный научно-технологический парк, созданный правительством региона как инструмент развития и поддержки инновационного бизнеса. Сегодня благодаря развитой экосистеме в парке работают команды профессионалов, которые развивают high-tech компании.
Первый опыт в технобизнесе
Среди ярких историй успеха, появившихся в Академпарке, можно выделить историю Исследовательского комплекса Центра технологического обеспечения. Эта частная компания создана выходцами из СибНИА им. С.А. Чаплыгина в 2011 году как испытательная лаборатория при Центре. Сегодня же это мультиотраслевое предприятие с многомиллионными оборотами. Специалисты компании занимаются расчетами, проектированием, прочностными, климатическими и огневыми испытаниями для авиастроения, машиностроения и энергетической отрасли.
— Мое знакомство с Академпарком началось в студенческие годы, — рассказывает Антон Рязанцев, генеральный директор ИК ЦТО. — Я заканчивал третий курс мехмата НГУ и хотел применить полученные знания на практике. Увидел объявление о наборе в Летнюю школу Академпарка (сейчас это бизнес-ускоритель А:СТАРТ — Прим. авт.) и подумал: а почему бы мне не провести там каникулы? И вот там я получил знания, опыт и связи, необходимые начинающему инноватору: нам с коллегами была дана задача, связанная с разработкой определенных технологических решений для нефтегазовой отрасли. Это и стало моим первым опытом в технобизнесе. Сейчас, спустя несколько лет, я могу точно сказать: Академпарк — это целый пласт людей, которые своим опытом, своим терпением сформировали меня как предпринимателя.
В копилку импортозамещения
Наш собеседник поделился одним из наиболее значимых кейсов, над которым сейчас идет работа. В конце 2021 года перспективный пассажирский лайнер МС-21-300 стал надеждой отечественной авиации и героем новостей. 25 декабря в Иркутске совершил первый полет опытный самолет с крылом, полностью изготовленным из российских композитных материалов.
А через три дня произошло еще одно событие, имеющее особое значение для программы МС-21 и авиационной отрасли страны. Росавиация выдала корпорации «Иркут» сертификат типа на российский пассажирский среднемагистральный самолет нового поколения МС-21-300.
Правда, речь идет о сертификации самолета, оснащенного американскими двигателями Pratt & Whitney PW1431G и имеющего крыло, в котором используются импортные композитные материалы. Получение изменений в сертификат типа в части композитного крыла из российских материалов, по словам главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, запланировано на вторую половину 2022 года. Кроме того, в 2024 году планируется замена американских двигателей на отечественные, создаваемые в Перми ПД-14.
МС-21 — продукт уникальный. Это первый в мире узкофюзеляжный самолет, на который устанавливается композитное крыло. Причем его создание проходило в крайне жестких условиях: с 2018 года из-за санкций практически прекратилась поставка импортных материалов для производства крыла, и отечественная авиаотрасль в кратчайшие сроки создала полноценную альтернативу. Потребовался опыт в десятках различных исследовательских, инженерных и производственных направлений. И в число предприятий, создающих прорывной отечественный продукт, вошла небольшая новосибирская компания «ИК ЦТО».
Есть сертификат, есть подряд
С того момента команда ИК ЦТО проводит целый спектр различных прочностных расчетов в рамках проекта МС-21. Более того, руководство компании сознательно пошло на технологический и предпринимательский риск и вложило собственные средства в создание первой в России лаборатории огневых испытаний авиатехники. Был изучен мировой опыт, мобилизованы собственные наработки компании. Лаборатория была аккредитована, получила лицензию Минпромторга РФ, причем здесь уже пришлось конкурировать с маститыми командами из Испании и Ирландии. Результат — подряд на выполнение основного объема сертификационных испытаний по МС-21, сотни образцов, прошедших «горнило» лаборатории.
— Конечно, успех дался непросто, — продолжает Антон Рязанцев. — Огневых испытаний такого уровня в стране до этого почти не проводили, а зарубежные коллеги, естественно, не спешат делиться секретами. Нам не с кем было советоваться. В Новосибирске, на самом деле, необходимый опыт есть, но нужные нам компетенции были «разбросаны» по различным предприятиям и исследовательским коллективам, и их приходилось собирать по крупицам. Команду по направлению огневых испытаний пришлось сколачивать с нуля, причем очень быстро. Здесь работают выходцы из НГУ, НГТУ, других вузов, из СибНИА им. С.А.Чаплыгина.
Работы над созданием отечественного авиалайнера продолжаются.
СПРАВКА
Академпарк в 2022 году — это более 300 компаний-резидентов и 120 000 кв. м площадей, оснащенных современным оборудованием и технологическими сервисами, необходимыми для создания новых продуктов. Благодаря расположению в Академгородке технопарк и его резиденты тесно сотрудничают с университетами, академической наукой, производством и бизнесом.