Мы – «Родня по переписке»
Наша совместная с министерством труда и социального развития региона акция продолжается
Познакомьтесь с героями нашей акции: ветераны Великой Отечественной войны, живые участники ожесточенных боев. Они сегодня с нами. И мы, каждый из нас, имеем возможность лично поздравить этих мужественных людей с Победой, высказать глубокую признательность за мирное небо, под которым выросло не одно поколение советских и российских граждан.
С героями акции вы также можете познакомиться на сайте vn.ru, где и размещен наш уникальный сервис. На главной странице сетевого издания вы найдете баннер «Поддержи ветерана — напиши письмо». Нажав на него, переходите в галерею участников акции, где размещены портрет и биография каждого ветерана из живущих сегодня в Новосибирской области. Выбираете, кого вы хотели бы поздравить, и переходите на страничку с информацией об участнике войны. Здесь же выбираете, в какой форме вы хотите отправить ваше послание — письмом или открыткой. Вписанный вами текст с указанием авторства и места вашего проживания через опцию «Отправить» попадает в почтовый ящик модератора акции, а после подготовки текста — к получателю.
Наша акция «Родня по переписке» продолжается. Ящик пополняется сообщениями каждый день. Спешите сделать приятное, поддержите ветерана — напишите ему письмо!
Итак, мы знакомимся с участниками проекта. В минувших номерах мы уже называли имена наших земляков, которым могут быть адресованы ваши поздравления.
«О том, что война будет, мы знали»
Житель наукограда Кольцово, ветеран ВОВ Михаил Яковлевич Ерофеев.
Видел своими глазами всю картину развернувшейся в 1941—1945 годах войны. Видел с тыла — когда со всей страны к фронту стягивались ресурсы и люди, видел на передовой — когда снабжал боеприпасами участников Курской дуги, видел в Европе, войдя с войсками союзников на территорию Австрии, Венгрии и Германии. В этом году герою войны исполняется сто два года. И он живет в Кольцово.
История весельчака Миши Ерофеева началась в Иркутской области, где он служил в армии в войсках НКВД, обеспечивающих охрану железных дорог и сооружений.
Часть располагалась неподалеку от деревни, и однажды, уже под конец его службы, в гарнизон прибежал политрук с короткой командой: «В ружье! Война началась».
«О том, что война будет, мы уже знали. Еще в марте мимо нас с востока шли эшелон за эшелоном. Все платформы были в брезентах. Потом затишье, а в апреле поезда пошли без перерыва — везли гражданскую технику да набранных со всей страны мужиков, — вспоминает Михаил Яковлевич. — Мы молодые были, горячие, патриотизм чувствовали — все на фронт рвались. Политруки на нас ругались матом. Объясняли: тут быть важнее. Кто дорогу охранять будет? Ждали, что Япония может пойти войной».
Только в октябре 1942 года Ерофеева направили на фронт. В Иркутске выдали казенные вещи. На заводе в Новосибирске Михаил случайно получил свое дело в истории войны. Во время сортировки в кармане обнаружил права, и, когда спрашивали, кто может быть шофером, вызвался. Будущих солдат отправили в Красноуфимск, два месяца обучали и ждали технику. Однажды в три часа ночи солдатам вновь сыграли «в ружье», выдали полушубки и повели смотреть машины.
Это были старые трудяги с хабаровского ремзавода. Все собрали с колхозов, «подлатали» и передали на фронт. «Я попал в 341-ю автороту 140-й Сибирской стрелковой дивизии. Ей дали орден за освобождение Новороссийска и Львова, — рассказывает ветеран. — Но это потом. А в 42-м мы входили в Центральный фронт и двигались на Москву. Дороги иногда не было, искали обходные пути. Раз ехали прямо по железнодорожной насыпи. А рельсов не было: немцы как отступали, все снимали с полотна и забирали».
Когда формировался план сражения при Курской дуге, Михаил Ерофеев прибыл на линию боевых действий. Началась для него настоящая война. Дивизия доставляла на фронт все необходимое: возили боеприпасы, продукты на передовую, обратно — раненых. Эвакуировали с линии фронта население. Сначала по-хорошему уговаривали, увозили по две семьи в машине. Потом пришлось насильно вывозить, хотя всем объясняли, что они тут погибнут.
На фронте было трудно: «Когда проедешь — и ничего. А иной раз… Самолеты бомбят прямо твою колонну. Еще сложнее было не задавить свою же пехоту. Ехали в темноте, свет зажигать нельзя, немцы дороги патрулировали. А солдатики — они же рядом, перед машиной порой шли. И засыпали на ходу».
Так наш герой дошел до Украины, затем — до Белоруссии и Польши.
«В городе Санок в Польше я чуть не погиб. Спас польский врач, — вспоминает Михаил Ерофеев. — Наши дивизии город взяли с ходу. А у меня машина сломалась. Я отпросился в ротную автомастерскую в городе. Пока я там был, немцы город осадили. Вражеская группировка — четыре танка, восемь БТРов и 300 человек в общем счете — начала обстреливать улицы. Наших в городе — раненые да штабские, немного солдат. Кто успел за ружье схватиться, кто — спрятаться. Неделю город в осаде был. В местный госпиталь наших раненых возили. И польский врач здоровых солдат у себя спрятал — обмотал головы повязками, в кровати уложил, а немцам сказал, что мы больны тифом. Немцы трусливые на этот счет, проверять не пошли. Так мы и выжили. Хорошие были там люди».
После Польши Ерофеев попал на Западную Украину, где ему дали новое задание — возить замкомандира дивизии по тылу. В январе 1945 года этого полковника отправили в политакадемию, и шофера он взял с собой. Ерофеева прикомандировали к отряду КГБ в Москве. После учебы оба вернулись на Украинский фронт, вместе с ним взяли Вену 13 апреля 1945 года. Потом война кончилась. «Прибегает дядя Миша. Ему 45 лет, а он плачет. Война, говорит, кончилась! — улыбается ветеран. — Мы прыгаем. Девчонки плачут. Начали объезжать части дивизии — объявлять, что война кончилась».
После капитуляции Германии Михаил Яковлевич еще несколько месяцев был в Европе — в Австрии, через два месяца — в Чехословакии, затем в Венгрии. Демобилизовался лишь в 1946 году. Прошел всю войну, от края до края. И остался живым.
Герои нашего проекта
Николай Иванович Астанин. Родился в 1925 году в селе Здвинск. В ряды Красной армии призван 10 января 1943 года. С апреля по декабрь 1943 года воевал на Центральном фронте в составе 407-го стрелкового полка 108-й стрелковой дивизии. Освобождал Брянск, Карачев. Был ранен в руку, ногу, контужен. Демобилизован 20 февраля 1944 года. Награжден орденом Великой Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги».
Из воспоминаний ветерана: «На Брянщине сначала очень трудно было. А потом наступило затишье. С немецкой стороны кричат: «Наша кухня поехала набирать воду из реки. Не вздумайте стрелять!» Доходило и до такого. Потом наши едут, и они тоже не стреляют. Дружелюбие такое…
— А на каком языке кричали немцы?
— Наших русских много было на той стороне… В брянском лесу, который мы весь прошли, не столько немцы нас сдерживали, сколько русские. Генерал Власов создал две армии — пятую и шестую. На рукавах у них было написано: «Русская освободительная армия». Целую армию организовали против нас. Они хуже немцев были».
После длительного лечения и восстановления в госпитале Астанин вернулся в родные места, в село Алексеевку. Работал в совхозе учетчиком. После выхода на заслуженный отдых долгое время возглавлял Совет ветеранов Алексеевского сельсовета. Часто бывал в школе, рассказывая на встречах с детьми о своей службе в годы войны. Сегодня Николай Иванович проживает в Здвинске.
Живодеров Николай Петрович. Родился 14 февраля 1926 года. Призван в армию в декабре 1943 года. Служил в Забайкальском военном округе на Дальневосточном фронте стрелком в составе 9-го стрелкового полка, с августа по сентябрь 1945 года — в 94-й стрелковой дивизии. Уволен в запас в октябре 1950 года. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Японией», получил благодарность И.В. Сталина.