Хеппи-энд по-русски
Три спектакля о любви… к деньгам по пьесам Островского поставили в новосибирских театрах
Если вы твердо решили выйти замуж, выбор у вас по нынешним временам очень и очень невелик. Причем, если верить современным режиссерам, со времен Островского ситуация не то чтобы кардинально изменилась — чаще всего приходится выбирать женихов из неприспособленных к жизни романтиков, нарциссов и профессиональных авантюристов.
Сколько стоит счастье
Тема неравного брака всплывает практически во всех произведениях великого русского драматурга. Совсем недавно новосибирские театры один за другим включили в свои афиши постановки по пьесам Александра Островского, которые объединяет не только сразу же образовавшийся интерес публики и бережное отношение к авторской идее, но и извечный «бабий» вопрос: где найти достойного — во всех смыслах — жениха? И ответ на этот вопрос, увы, выглядит крайне неутешительно.
Например, в уютном спектакле «Правда хорошо, а счастье — лучше», поставленном Евгением Арзамасцевым на сцене Новосибирского драматического театра, богатая и суровая купчиха Мавра Тарасовна, которая в свое время отказалась от любви ради денег, категорически против девичьих капризов своей внучки Поликсены. Дело в том, что девушка выбрала в качестве предмета обожания наивного до глупости правдоруба Платона, который мало того что беден, так еще и рискует попасть в долговую яму. И только внезапное появление «бога из машины» — унтер-офицера в отставке Грознова, гостя из Мавриного прошлого, меняет положение фигур на шахматной доске, и ситуация разрешается почти что сказочным образом. Оказывается, если сравнить счастье и богатство, счастье непременно должно перевесить. Но это, конечно, только если невеста уже богата.
Не бейте Баклушина!
Примерно так же складывается жизнь и у персонажей спектакля «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (режиссер — Иван Орлов, театр — «Глобус»). Оставшись без наследства и богатых родственников, Настенька вот-вот будет вынуждена отправиться работать в понятно какое заведение. Очевидно, что, пока ты беден и нуждаешься в помощи, у тебя нет ни друзей, ни родственников. И даже любимый человек с говорящей фамилией Баклушин вынужден признаться, что полный кретин — тратит все деньги исключительно на шикарные наряды, в долгах как в шелках и совершенно ничем не может помочь. Даже жениться. Но, как только буквально с неба на нашу героиню падает нежданное богатство, все мгновенно меняется: разом образуется нерушимый круг закадычных друзей, стройно запевающих «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Предсказуемый Баклушин снова у Настиных ног. А с неба горстями падают конфетти и гроздья разноцветных воздушных шаров...
Егор Глумов (Тимофей Ленских) — большой мастер создания приличного пиар-образа для любого состоятельного человека. Фото: Андрей Чердаков
К сожалению, оказывается, что по нынешним временам самый деятельный, целеустремленный и конструктивный жених — Егор Глумов, персонаж «Записок авантюриста» — спектакля режиссера Александра Лебедева в театре «На левом берегу». Этот герой прямо говорит о себе: «Я умен, зол и завистлив». Но, помимо всего вышеперечисленного, он еще и настоящий мастер своего дела и способен этим делом зарабатывать: ведь именно он создает те самые «ажурные рамки», в которых чиновники и прочие богатые господа смотрятся так внушительно и умно, — пишет им спичи и речи.
Глумов действительно нужен всем вокруг, поэтому и не выглядит таким же бесполезным, как «женихи» из предыдущих пьес. Да и в Машеньку он вроде бы действительно влюблен. Правда, в будущем ей, вероятно, все же придется мириться с тем, что Глумов будет многим обязан разнообразным состоятельным и любвеобильным женщинам. Ну так что ж с того? В этой современной семье почти наверняка оба будут много и со вкусом изменять, то есть «грешить и каяться». И вот такой финал для современной жизни выглядит значительно реалистичнее предыдущих.