Взвесили форматы
III Новосибирский торговый форум стал превосходной бизнес-платформой, где предприниматели могут и представить свои достижения, и найти новых партнеров
Декабрь стартовал ярко. На прошлой неделе Новосибирск на три дня превратился в торговую столицу России.
Главный тренд, который сегодня ярко обозначился в отрасли, — интернет-торговля. Товарооборот в этом секторе по стране показал трехзначный рост, и, по прогнозам, в ближайшее время онлайн-продажи составят пятую часть всей розницы. Новосибирский торговый форум (НТФ), инициированный правительством области, — традиционно ожидаемое событие. В этом году он стал и выставкой достижений, и площадкой для дискуссий, в которых приняли участие федеральные эксперты.
НТФ прошел в нашем регионе в третий раз, пропустив из-за пандемии прошлый год. В 2021-м он утвердился в гибридном формате: присоединиться к событию можно было и онлайн. В течение трех дней эксперты обсуждали острые проблемы оптовой и розничной торговли, общепита — за последние два года в этих сферах произошли большие сдвиги.
Площадка для обмена опытом
Участников, гостей и экспертов, как всегда, радушно принял МВК «Новосибирск Экспоцентр». Здесь традиционно проходят масштабные форумы и международные выставки. Например, в августе состоялся «Технопром», осенью — «Сибирская аграрная неделя». Гибридный формат участия стал характерным и для этих событий. Мы приспосабливаемся жить в условиях пандемии, не снижая при этом темпов.
— К сожалению, не все желающие смогли приехать на наш форум лично, кто-то присоединился в онлайн-режиме, тем не менее участников достаточно много. На наше приглашение откликнулись восемь сибирских регионов (всего было представлено 11 субъектов РФ. — Прим. автора), — отметил на церемонии открытия заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Семка. — Думаю, форум полезен и выгоден как местным предпринимателям, так и гостям. Напомню, что главными его организаторами выступили два минпромторга — федеральное Министерство промышленности и торговли и наше (областное. — Прим. автора) министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства. Отмечу, что форум собрал не только региональные, но и федеральные компании и общественные организации. Это прекрасная площадка для обсуждения текущих проблем и обмена опытом.
Директор департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли РФ Никита Кузнецов высоко оценил уровень подготовки и проведения новосибирского форума, особо отметив, что одной из его главных тем стала электронная торговля.
— За прошлый год ведущие игроки этого рынка показали рост в трехзначных цифрах. Это говорит о том, что отрасль развивается очень хорошо. Конечно, основной драйвер носит искусственный характер — это ограничения, связанные с пандемией. Главный вопрос в том, каков будет в будущем баланс онлайн- и офлайн-торговли, — сказал Никита Кузнецов. — Уверен, что традиционная торговля не уйдет никогда. Конечно, она трансформируется, какие-то весьма ограниченные группы товаров могут уйти целиком в онлайн, и это уже происходит.
По данным Никиты Кузнецова, сегодня в России доля продаж через Интернет составляет 5–8 процентов общего товарооборота розничной торговли. Эксперты прогнозируют, что в ближайшее десятилетие она вполне может увеличиться до 20 процентов. Так что расти есть куда.
— Главная цель форума — обсудить насущные проблемы и вопросы отрасли и обменяться мнениями по поводу их решения, — сказал президент Ассоциации малоформатной торговли России Владлен Максимов. — Я в Новосибирске уже в третий раз и хочу отметить, что ваш регион входит в число российских лидеров в сфере торговли. Мы всегда ставим министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области в пример в плане развития малых форматов торговли. Здесь сделано очень много.
Есть что рассказать и показать
И действительно, можно вспомнить хотя бы ставшую известной на федеральном уровне региональную программу «11-й километр». Суть ее в том, что предприниматели, снабжающие продуктами питания и товарами первой необходимости отдаленные села и деревни, где нет стационарных торговых точек, получают субсидии из областного бюджета. Владлен Максимов считает, что этот опыт достоин тиражирования в масштабах всей страны.
Деловая программа Новосибирского торгового форума была очень насыщенной. В первый день его работы участники и эксперты обсуждали вопросы местного производства и продвижения локальных брендов на всероссийский уровень; развитие оптовых рынков, мобильной торговли, e-commerce; привлечение туристов в большие гастрономические пространства; тренды непродовольственных сетей. Были организованы лекции и мастер-классы ведущих экспертов для представителей малого и среднего бизнеса.
Второй день был посвящен различным аспектам онлайн-продаж. Другая, не менее важная тема этого дня — кадры для торговли и общепита. Участники говорили о поведении сотрудников по время пандемии и вынужденного локдауна, а также об особенностях подбора высшего менеджмента для ресторанного бизнеса.
В третий день форума прошли различные мастер-классы. Например, профессионалы рассказали о французских кофейных традициях и показали, какие десерты можно приготовить из мягкого мороженого и бельгийских вафель.
Сибирские пельмени — это пельмени с мясом
Параллельно форуму в павильоне экспоцентра проходила выставка, где можно было продегустировать различную продукцию из кедровых орехов, варенье из шишек и лесных ягод, сибирскую рыбу, соленья, различные мясные деликатесы и даже хамон местного производства. И конечно же, знаменитые сибирские пельмени, начиненные натуральным мясом.
— Сфера услуг и потребительский рынок Новосибирской области развиваются очень динамично. Наше министерство находится в тесной коммуникации с общественными организациями, ассоциациями, торговыми центрами, — подчеркнул министр промышленности, торговли и развития предпринимательства региона Андрей Гончаров. — В этом году в деловую программу вошли интересные треки, которые будут полезны всем участникам Новосибирского торгового форума. Это превосходная бизнес-платформа, чтобы представить свои достижения и найти новых партнеров.
КСТАТИ
III Новосибирский торговый форум организован правительством Новосибирской области, Ассоциацией малоформатной торговли, Сибирской выставочной компанией при поддержке Минпромторга России в рамках «Сибирской продовольственной недели». В числе его участников различные регионы России, компании Чехии и Венгрии. Одновременно с форумом в «Новосибирск Экспоцентре» прошли выставки «Сибирская продовольственная неделя» и HoReCa Siberia.