Экономика выходит из ковидной ямы
В приоритете социальные гарантии, национальная экономика
Главный финансовый документ региона будущего года проходит через обсуждения в комитетах Заксобрания и готовится к главному этапу — сессии областного парламента. Состоялись и публичные бюджетные слушания, где законопроект уже получил одобрение общественности.
Каким быть бюджету Новосибирской области в 2022 году и в плановом периоде до 2024 года? Заместитель председателя правительства Новосибирской области — министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко, выступая на аграрном комитете, рассказал, что объем расходов сельскохозяйственной отрасли предусмотрен с ростом к уровню 2021 года. А его формирование было связано с ключевыми макроэкономическими тенденциями, а также с принятыми в сентябре текущего года основными направлениями бюджетной налоговой и долговой политики Новосибирской области.
Прирост финансирования различных статей расходов предполагается, и довольно весомый.
Доходы бюджета увеличиваются
Виталий Голубенко отметил, что сегодня мировая экономика начинает выздоравливать после прошлогоднего локдауна и планомерно идет в рост.
— Сегодняшняя динамика, которую мы наблюдаем по итогам девяти месяцев года, укрепляет нас в мысли, что мы получим перевыполнение по собственным доходам в этом году, — уточнил министр. — Главные принципы, положенные в основу проекта бюджета, — это концентрация бюджетных ресурсов на защите социальных гарантий, включая доходы работников бюджетной сферы, обеспечение условий соглашений с федеральными органами власти, в том числе в целях реализации национальных проектов. Это финансовое обеспечение мероприятий, связанных с подготовкой к молодежному чемпионату мира по хоккею, защита государственных капитальных вложений по начатым объектам капитального строительства, а также обеспечение предсказуемости долговой нагрузки.
По словам министра, федеральные прогнозы ориентируют на то, что доходы консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации в приросте не будут ниже шести процентов по отношению к ожидаемой оценке 2021 года.
— Новосибирская область по собственным доходам, как правило, находится выше среднероссийского показателя, поэтому в каком-то смысле для нас это нижняя планка, тот обязательный минимум, который мы можем получать, — отметил он.
По словам министра, ожидаемое увеличение собственных доходов по отношению к ожидаемой оценке 2021 года составляет 12,5 миллиарда
рублей.
— Четыре группы факторов: главные доминирующие показатели макроэкономики нашего региона. Наш регион традиционно является обеспеченным по собственным доходам. От эффективности и деятельности наших предприятий в большей части зависит наполняемость нашего бюджета. 9,3 миллиарда рублей как раз дает позиция по экономическим показателям наших предприятий и организаций.
По собственным доходам на 2021 год ожидается перевыполнение плановых показателей на 11,7 миллиарда рублей.
— Мы ожидаем прирост на 8 процентов собственных доходов, — уточнил министр. — И соответственно, в 2023 и 2024 годах — плюс 5 и плюс 6,5 процента.
При этом, уточнил министр, на сегодня федеральные средства распределены не полностью — примерно две трети от уровня, распределенного в 2021 году. Большая часть этого распределения касается дорожного хозяйства, поэтому более точная цифра будет известна после принятия федерального бюджета во втором чтении.
— Важно отметить, что объем расходов на сельское хозяйство в распределении по проекту федерального бюджета предусмотрен с ростом, — сказал министр.
По всем статьям прирост
Объем ресурсов, которые распределены на 2022 год, составляет 225 миллиардов рублей.
— Три четверти этого объема обеспечены нашими собственными доходами, — подчеркнул глава минфина. — Отличительной особенностью 2022 года является специфика источников финансирования дефицита бюджета. По сравнению с текущим годом плановый заемный дефицит намного ниже: в этом году 9 миллиардов 100 миллионов рублей. А на следующий год он ниже. И в нем предусмотрен специальный заемный дефицит, который сегодня сверх ограничений по федеральному законодательству привлекается для финансирования новых инфраструктурных проектов, согласованных правительственной комиссией по региональному развитию при Правительстве Российской Федерации. В расходной части тоже доминируют приоритетные расходы — почти 150 миллиардов рублей. И поровну предусмотрено ассигнований на остальные расходы и расходы, финансируемые за счет целевых трансфертов федерального бюджета.
На 2022 год доходы областного бюджета Новосибирской области планируются в сумме 216 миллиардов 764 миллиона рублей, расходы — 224 миллиарда 919,9 миллиона рублей, дефицит в размере 8,1 миллиарда рублей.
— По всем расходным статьям прирост. За исключением обслуживания госдолга, так как в текущем году была проведена реструктуризация бюджетных кредитов в размере 8,8 миллиарда рублей, — отметил Виталий Голубенко.
Долговая нагрузка — на уровне
В бюджете также предусмотрены ассигнования на реализацию региональных проектов.
— На 2022 год у нас в проекте заложено почти 33 миллиарда рублей средств на реализацию региональных проектов. Это по сравнению с текущим годом пока на два миллиарда меньше. Но ко второму чтению будет более полное распределение трансфертов, и сумма, конечно, будет еще корректироваться в большую сторону, — уточнил министр.
А в отношении политики нецелевой финансовой помощи следует иметь в виду, что она сегодня в приросте и составляет 115 процентов. То есть больше, чем прогноз прироста по собственным доходам.
— Это связано с тем, что увеличивается потребность в средствах на повышение зарплаты работников бюджетной сферы в муниципальных учреждениях, дотируемых из областного бюджета. И второе: это с уточнением методики расчета дотаций в пользу муниципальных образований, которые позволят муниципальным образованиям не терять финансовые ресурсы из областного бюджета, если они будут проводить оптимизационные мероприятия, — уточнил министр.
Что касается резервного фонда правительства, то он сформирован в размере 2 миллиардов 255 миллионов рублей ввиду необходимости решения оперативных задач и обеспечения условий софинансирования по федеральным решениям.
И, по словам Виталия Голубенко, несмотря на абсолютный рост, долговая нагрузка будет оставаться примерно на допустимом уровне 2021 года — не более 35 процентов.