Топливный рынок: что из приятного мы не заметили
Все, что сейчас происходит на рынке топлива, вызвало бы у потребителя удивление, если бы мы обращали внимание на те вещи, которые не облегчают наш кошелек, а, наоборот, помогают сохранить семейный бюджет. В этом году впервые с 2020 года произошло снижение цен на бензин.
Позитивная тенденция наметилась в сентябре. И, по данным Новосибирскстата, получила дальнейшее развитие. Например, с 18 по 25 октября бензин марки АИ-92 подешевел на 0,2 процента, АИ-95 и АИ-98 — на 0,1 процента.
Как объяснили в Минэнерго РФ, в первую неделю сентября топливный рынок находился в сбалансированном состоянии, ценовая ситуация продолжила улучшаться. Несмотря на ремонт на некоторых российских НПЗ, нефтяные компании полностью выполняли обязательства по насыщению внутреннего рынка топливом, а объем торгов на бирже значительно превышал нормативы ФАС и Минэнерго. И когда за рубежом цены на топливо взбунтовались, у нас сложилась совершенно противоположная
ситуация.
Ажиотажа с дизтопливом, которое в сентябре все-таки незначительно подорожало, не возникло даже во время экстремально напряженной уборочной. Напомним, в 2021 году правительство Новосибирской области направило сельхозпроизводителям 2,2 миллиарда рублей в качестве мер государственной поддержки. Получатели могли тратить часть этих средств на покупку топлива, что особенно важно в период посевной или уборочной кампании. Кроме того, благодаря достигнутым правительством области договоренностям «Газпром» ежегодно предоставляет предприятиям аграрного сектора скидку в размере 500 рублей на каждую тонну дизтоплива или бензина.
Для роста цен на топливном рынке причин нет. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
В Министерстве энергетики Российской Федерации подчеркивают, что вместе с Федеральной автомобильной службой осуществляют системный мониторинг рынка, а также дают компаниям рекомендации, направленные на стабилизацию или увеличение поставок топлива. Так, в августе 2021 года было рекомендовано временно повысить минимальные продажи на бирже автомобильных бензинов и дизтоплива в третьем квартале. В результате при высоком спросе на внутреннем рынке цены на торгах держались на одном уровне, а иногда и снижались.
Одновременно на уровне Федерации рассматривали предложение Минэнерго наложить временный запрет на экспорт бензина, но уже в начале сентября отказались от этой идеи, так как сочли, что ситуация стабилизировалась по причине снижения спроса. Отметим, что на топливном рынке реализуется целый комплекс механизмов сдерживания цен. Один из них — демпфер, позволяющий нивелировать колебания цены на внутреннем рынке. Именно с эффективностью его применения связывают минимальный за последние несколько лет рост цен на бензин в 2019 и 2020 годах.
Что касается 2021 года, то в условиях кризиса демпфер в обновленном виде начали применять уже с мая. Суть в том, что за счет увеличения объема предоставляемых компенсаций нефтеперерабатывающие компании получили возможность устанавливать отпускные цены на топливо на уровне, который позволил бы АЗС получать достаточно прибыли.