Учителя, что называется, от Бога
Кто учит детей на селе, едут ли туда молодые педагоги и из каких источников можно черпать историческую правду
В первое воскресенье октября, по старинной, а точнее, советской традиции — в День учителя, нам позвонил добрый друг нашей редакции, известный литовский писатель, журналист и педагог Римантас Грейчус. Он тепло поздравил новосибирских педагогов с профессиональным праздником, который в России теперь отмечают 5 октября. Римантас Йонович попросил передать своим коллегам и землякам самый теплый привет и рассказал об удивительной учительнице из села Шарчино Сузунского района Галине Волченковой.
Мы решили познакомиться с ней и узнать, чем и как сегодня живет сельская школа.
Учителю русского языка и литературы Галине Геннадьевне Волченковой 67 лет, но на пенсию ее пока не отпускают, ведь, кроме нее, в школе учителей ее профиля больше нет.
Буквально на днях Римантас Йонович сам звонил в Шарчино.
— С каким удовольствием я говорил с Галиной Геннадьевной по телефону! Вот и решил рассказать о ней вам, ведь сельский учитель — очень достойный герой для статьи в областной газете, — сказал наш друг.
Золотой педагогический фонд
— Галина Геннадьевна, с вашей точки зрения, почему сельский учитель пользуется особым авторитетом?
— Учитель на селе много значит, потому что остается таковым и в повседневной жизни, — говорит шарчинский педагог. — Я стараюсь помогать людям, чем могу, общаюсь не только с учениками, но и с другими жителями. Если семьи учеников оказываются в трудном материальном положении, поддерживаю, потому что профессия учителя предполагает, что детям должно быть комфортно, что они ни в чем особо не ущемлены. У нас почти семейные отношения. Бывает, что и мы, педагоги, обращаемся за советом к односельчанам. Например, я выросла в Новосибирске, окончила 168-ю школу и педагогический университет, но всегда мечтала иметь свой дом в деревне. И вот наконец-то позволила себе эту мечту реализовать, очень довольна, но иногда не хватает сельского опыта — того, чем так богаты наши жители, и я не стесняюсь, спрашиваю, советуюсь.
— А как сейчас живет сельская школа? Есть молодые учителя? Сегодня так много говорится о дефиците кадров. Что-то меняется?
— В сельской школе не много ребят, чуть более ста, но им повезло — их учат по-настоящему талантливые преподаватели, всегда выслушают, поддержат и подбодрят. У нас коллектив очень дружный, и школьная атмосфера мне очень нравится. В школе организовано много кружков, и во второй половине дня, когда заканчиваются уроки, дети имеют возможность развивать свои творческие способности, не слоняться без дела.
Немалая заслуга в этом директора Ирины Владимировны Барабанщиковой. В школе чистота и порядок, здесь всегда толпятся ученики и для каждого находятся добрые слова. Учителя, что называется, от Бога, никого не оставляют без внимания.
Год назад в школу приехали молодые преподаватели. Им сразу предоставили благоустроенное жилье. Вскоре они поженились, теперь супруги Марина Александровна и Байрам Алиевич Байрам-заде воспитывают дочку, а еще купили участок под строительство собственного дома. Им так понравилось в Шарчино, что решили остаться. И это несмотря на то, что только до районного центра, Сузуна, из Новосибирска ехать 300 километров. Далековато для молодежи, и не каждый рискнет «ехать в глушь».
Таких детей много не бывает
— А правда, что учитель помнит всех своих учеников даже спустя годы?
— Конечно, есть ученики, которых всегда помнишь и которые не забываются, потому что с ними настолько интересно, что урок превращается в обмен мнениями. Иногда просто поражаешься их глубоким суждениям — они мыслят по-взрослому, глубоко проникают в любое литературное произведение. Начитанность формирует в них нравственный стержень. Таких детей много не бывает, их нужно вырастить, выпестовать, а это, конечно, большой труд. Нашим ученикам свойственны открытость и приветливость, на переменах и во внеурочной деятельности в сельской школе бытует особая атмосфера.
— Согласитесь, сейчас язык активно заполняется заимствованиями, которые порой, увы, вытесняют существующие, но «немодные» русские слова. Как вы относитесь к такой тенденции?
— Любой язык, не только русский, явление развивающееся. Каждый день мы слышим о новых открытиях, изобретениях. Возникают новые слова. Если это открытие зарубежное, с ним входит в нашу жизнь иностранное слово. Я полностью согласна с позицией писателя-сатирика Михаила Задорнова, который охранял самобытность русского языка, призывая избегать необоснованного употребления иностранных слов, а также выражений, низводящих язык с пьедестала литературных норм. Конечно, нельзя отрицать влияния на язык его носителей. Если оно обогатит язык, то это можно только приветствовать.
— Как вы относитесь к попыткам откорректировать мировую историю?
— Поскольку я во время своей учебы погружалась в историю, которая еще не была правлена никакими новоиспеченными авторами, то знаю, как проходили события на самом деле. Обращаюсь к древнерусским летописям, к русской классике, которая несет в себе зерно истины. Школьный курс литературы начинается с устного народного творчества и древнерусской литературы. В них отражены нравственные заветы предков и важнейшие исторические события. Мы с детьми очень трепетно к ним относимся, собираем их буквально по крупицам. Поэтому я против подтасовок и новомодных авторских веяний.
Учитель с большой буквы в маленькой школе
В Шарчинской средней школе Сузунского района Галина Геннадьевна Волченкова преподает русский язык и литературу в 8–11-х классах.
Как-то она прочитала, что труд учителя по затрате калорий приравнивается к шахтерскому, а теперь признается, что познала все тяготы этого труда. Работать почти на две ставки непросто, но Галина Геннадьевна отдает профессии все силы, лучшей наградой считая успехи учеников.
Ее вклад в обучение подрастающего поколения отмечен благодарственными письмами и почетными грамотами. Как человек с активной гражданской позицией, Галина Геннадьевна старается не ограничиваться профессиональной сферой. В 2003 году ее проект по преобразованию небольшого населенного пункта получил поддержку на конкурсе социальных проектов от администрации Президента РФ и реализован в Пермском крае, где в то время работала Галина Геннадьевна.
В 1995 году Галина Волченкова входила в комитет солдатских матерей на Урале. В составе делегации от города Чайковский на собрании в Комитете солдатских матерей в Москве вместе с представителями других регионов выдвинула предложение организовать сбор подписей за проведение референдума против войны в Чечне, на которую нередко отправляли неопытных призывников. Впоследствии Международный комитет мира присудил Московскому комитету солдатских матерей Нобелевскую премию мира.