«Академгородок 2.0». Дорожный ракурс
Губернатор лично контролирует, как выполняются его поручения, касающиеся дорожно-инфраструктурного развития Новосибирска
Первая контрольная точка выездного совещания губернатора — многострадальное Бердское шоссе. Проверить качество дорожного ремонта на его участках Андрей Травников решил сам. Глава региона подчеркнул: особое внимание необходимо уделять качеству проведения дорожных работ, выполняемых в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» (БКД).
Качество дорожного ремонта, безопасные переходы через железнодорожные пути, реализация проекта «Городская электричка», новые транспортные развязки — такова повестка выездного правительственного совещания по контролю дорожных объектов, предусмотренных программой «Академгородок 2.0».
Напомним, на прошлой неделе губернатор Андрей Травников поставил задачу профильным ведомствам: ускорить работу по подготовке проектно-сметной документации для строительства дорожных объектов в рамках программы развития Новосибирского научного центра. Глава региона вместе с ответственными за исполнение чиновниками направился на место событий.
Страсти на Бердском
Раскрошившееся асфальтобетонное покрытие, просадка колодца, разметка дорожного полотна прямо по трещинам и ямам, образование колейности. Ранее, во время гарантийного обследования ремонта Бердского шоссе на участке от Матвеевки до проспекта Строителей в Первомайском и правой части Советского района Новосибирска, был выявлен ряд замечаний. Эти объекты были отремонтированы по нацпроекту «БКД» и введены в эксплуатацию в 2019 году, и датой окончания гарантийного срока по ним значится 29 августа 2023 года.
Ситуация такова, что губернатор вынужден в нее вмешаться, детально вникнуть и взять под личное управление многие проекты в дорожной сфере Новосибирска. Глава региона напомнил, что все выявленные замечания должны быть устранены строго до конца июля, отметив, что правительство Новосибирской области проконтролирует реализацию национального проекта.
Андрей Травников обратил особое внимание на вопросы безопасности, в том числе на обустройство ограждений вдоль дорог и по осям.
— Известная проблема — строительство пешеходных ограждений вдоль дорог и по осям. Понятно, что они очень неудобны в эксплуатации, — сказал губернатор. — Два года назад я предлагал подумать: может быть, стоит внести изменения в проектную документацию, чтобы от этого уйти, по крайней мере, на осях. Например, один из вариантов решения — металлические отбойники. Второй вариант — широко распространенный в Новосибирске, очень удачный — бетонные отбойники-разделители типа «джерси». В этом случае возможно решение двух задач: разделение потоков и ограничение путей для пешеходов. Пресловутые «могильные оградки» с дорог надо убирать. Они очень дороги и неудобны в эксплуатации, не говоря об их внешнем виде.
Также глава региона сделал замечание дорожникам по поводу некрашеных и ржавых участков ограждения типа «волна», некачественного устранения дорожных дефектов, более разумного подхода к выбору материалов для нанесения разметки.
Плюс «связка» транспортных развязок
Следующие точки выездного совещания — транспортные развязки на Бердском шоссе и улице Большевистской, в Матвеевке, на въезде на Октябрьский мост.
Андрей Травников напомнил о повышении эффективности расходов на дорожный ремонт, а также изыскании средств для строительства масштабных объектов дорожной инфраструктуры Новосибирска:
— Понимаю, что город без поддержки Федерации и области такие проекты не потянет. Еще в 2018 году я говорил о череде задач: это подготовка к чемпионату (по хоккею. — Прим. авт.), достройка четвертого моста, расшивка узких мест городской инфраструктуры, в первую очередь, связанных с «Академгородком 2.0» и южным, бердским направлением. Я беру на себя задачу по поиску финансовых ресурсов — понятно, что при поддержке Александра Дмитриевича Жукова (первый вице-спикер Госдумы ФС РФ. — Прим. авт.), других наших представителей в Федеральном собрании. Но одновременно вкладывать миллиарды в крупные объекты и выделять миллиарды на текущий ремонт будет для области достаточно сложно. Хотя мы и стараемся увеличить эти средства: летом городу нужно будет освоить дополнительно 560 миллионов. Мы должны определить, где сфера ответственности области, а где — города, сколько денег на поддержание и восстановление дорожной деятельности из разных бюджетов необходимо направить. Просьба рассчитать, необходимо изыскивать средства на крупные проекты, — подчеркнул губернатор.
Андрей Травников напомнил, что строительство объектов включено в перечень проектов, необходимых для развития Новосибирского научного центра, утвержденный постановлением правительства Новосибирской области в ноябре 2020 года.
Схема будущей развязки Октябрьского моста на правом берегу Оби. Фото: Алексей Танюшин
Участники совещания рассмотрели возможность строительства транспортной развязки по Старому шоссе на пересечении с улицей Одоевского в Первомайском районе Новосибирска. Этот объект необходим для увеличения пропускной способности Бердского шоссе и сокращения времени в пути от новосибирского Академгородка до аэропорта. Транспортная развязка позволит ликвидировать одноуровневый переезд через магистральную железнодорожную линию и обеспечит перспективный выход на мост через реку Обь в матвеевском створе.
Проектная документация на строительство транспортной развязки была разработана в 2014 году, но сейчас мэрией Новосибирска планируется ее корректировка. Предварительная стоимость строительно-монтажных работ — 5,9 миллиарда рублей. При наличии федерального финансирования эти работы возможно выполнить в 2022–2024 годах.
Кроме того, был рассмотрен проект строительства транспортной развязки на пересечении улицы Большевистской и улицы Восход на въезде на Октябрьский мост, а также проект автодороги от пересечения улиц Кутателадзе и Демакова до улицы Арбузова с выходом на трассу Кольцово — Академгородок. Магистраль нужна для вывода транзитного транспорта из жилой зоны Академгородка, повышения связанности улично-дорожной сети Советского района, в том числе в направлении выезда к наукограду и ЦКП «СКИФ». Сейчас идет подготовка конкурсной документации.
Остановочная платформа «Университетская» и Красная книга
Во время выездного совещания обсудили строительство железнодорожной остановочной платформы «Университетская». Рядом, на расстоянии 800 метров, расположен НГУ, стратегия развития которого до 2030 года предусматривает двукратный рост количества студентов — до 15 тысяч, а также строительство объектов научной, образовательной и социальной инфраструктуры, реконструкцию кампуса.
Близость железной дороги к жилой зоне несет риски, поэтому перевозчик снабжает инфраструктуру предупредительными знаками и плакатами. Фото: Алексей Танюшин
Проект «Городская электричка» — один из приоритетных. Остановочную платформу «Университетская» планируется разместить на южном направлении движения пригородных поездов Новосибирского региона Западно-Сибирской железной дороги между остановочным пунктом «Обское море» и станцией Сеятель. Минтранс региона считает целесообразным создание станции именно в этом месте. Как доложил губернатору замминистра транспорта и дорожного хозяйства региона Вячеслав Невежин, пять респондентов — СО РАН, АО «Экспресс-Пригород», СГУПС, мэрия Новосибирска и ООО «Лаборатория градопланирования» — провели независимую оценку, проанализировали прогнозный пассажиропоток. По их данным, в среднем пассажиропоток составит от 1500 до 3000 человек в сутки.
Реализация проекта улучшит транспортную доступность Советского района, повысит привлекательность пригородного железнодорожного транспорта. Во время выездного совещания губернатор встретился с представителями инициативной группы Академгородка, которые заявили о нахождении на выбранной территории краснокнижных видов флоры и фауны.
— Это обязательно нужно учитывать, внимательно прислушиваться, проводить все экологические экспертизы и компенсирующие мероприятия, — отметил глава региона. — Мы сегодня знаем массу примеров реализации проектов в уникальных экосистемах. И благодаря компенсирующим мероприятиям краснокнижных животных, птиц, растения удается сохранить.
Андрей Травников подчеркнул, что создание новой платформы обязательно будет вестись с соблюдением всех действующих природоохранных мер, с минимальным ущербом природе, в конструктивном диалоге с представителями местного сообщества.