USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Нестандартное решение для нестандартной ситуации

Никита Саруханян, студент НГПУ
Оксана Василенко: «К третьему выпуску нашего видео-проекта мы подумали: обычно у министров берут интервью, а почему бы не сделать на­оборот? А пусть министр Сергей Владимирович Федорчук возьмет у кого-то интервью. Так и появилось интервью с Еленой Владимировной Минаевой, директором школы № 82, в которой за три года отмечены фантастические успехи. За кадром мы сидели затаив дыхание: нам не хотелось как-то помешать их разговору. Интервью вызвало резонанс в школьном сообществе. И главное, пошел отклик родителей». / Фото предоставлено Медиацентром оперативного штаба при минобразования НСО
Оксана Василенко: «К третьему выпуску нашего видео-проекта мы подумали: обычно у министров берут интервью, а почему бы не сделать на­оборот? А пусть министр Сергей Владимирович Федорчук возьмет у кого-то интервью. Так и появилось интервью с Еленой Владимировной Минаевой, директором школы № 82, в которой за три года отмечены фантастические успехи. За кадром мы сидели затаив дыхание: нам не хотелось как-то помешать их разговору. Интервью вызвало резонанс в школьном сообществе. И главное, пошел отклик родителей». / Фото предоставлено Медиацентром оперативного штаба при минобразования НСО

Инициатива. Как при минобре региона создали штаб, который не только помогает учителям и родителям, но и снимает полезное видео

Нестандартные решения в нестандартных ситуациях предлагает родителям и педагогам штаб при министерстве образования региона. Штаб был создан в прошлом году на волне пандемии и школьной дистанционки, когда в образовательном пространстве назревала буря. В задачи участников штаба входит настройка диалога, разрешение конфликтов.

Сегодня штаб генерирует новые идеи, которые помогают понять, как работает система образования, познакомиться с ее главными действующими лицами и исполнителями, задать самые болезненные вопросы и, что важнее всего, — получить на них исчерпывающие ответы. Штаб быстро перерос в большой проект, вышел из рамок информационного сопровождения дистанционного образования.

— В 2020-м был взрыв социального напряжения, — вспоминает Оксана Василенко, руководитель штаба. — Это чувствовалось в соцсетях, в СМИ, в целом в обществе. Мы попали в какую-то новую реальность. Необходимо было обеспечить одномоментный всеобщий переход на дистанционное обучение. Конечно, это вынужденная мера. Вопросов тогда было много не только у родителей, но и у педагогов.

Оперативный штаб при мин­обре — функциональное объединение, созданное, чтобы принимать обращения, обеспечить информационное сопровождение как для родителей, так и для педагогов, — продолжает Оксана Василенко. — Было очень много разрозненной информации, поэтому мы решили создать единый канал связи, одно окно, чтобы решать вопросы оперативно, почти круглосуточно и без выходных, а не в рамках 59 Федерального закона, когда ты пишешь вопрос чиновникам и где-то на десятый или тридцатый день получаешь ответ. Это было нестандартное решение для сложившейся в тот момент нестандартной ситуации.

Тысячи «почему» и «как же так»

С апреля 2020 года по апрель 2021-го в штаб поступило около 12 тысяч звонков. Почти три четверти из них — обращения родителей, остальные от учителей и администрации школ. Вопросы у родителей в период дистанционного обучения возникали разные: от глобальных — «некачественный дистант» до локальных — «невнимание к ребенку», «отсутствие обратной связи со стороны учителей». Главная претензия — «такой формат, скорее, — само­обучение».

— Бывало, что родители спрашивали: почему в той школе все устроено качественно, а в нашей — нет? — рассказывает Оксана Василенко. — Не каждый родитель задаст вопрос напрямую директору или завучу из опасений, что это как-то негативно отразится на его ребенке, что за неудобным вопросом последует травля. Такое, конечно, может быть, но по большей части это миф.

На первых порах существования штаба студенты-волонтеры и команда методистов дополнительно и адресно работали с педагогическими коллективами, объясняли возрастным учителям технические моменты, связанные с переходом на дистанционный формат. В некоторых случаях родители хотели помочь с загрузкой данных на сайт школы, но не все администрации учреждений готовы были эту помощь принять, хотя сами элементарно не успевали, не справлялись. В мае 2020 года в круг острых вопросов закономерно добавились новые: алгоритм перехода из школы в школу в условиях пандемии, питание, безопасность, санитарные меры, сдача экзаменов, конфликтные ситуации.

Потом, когда дети в начале прошлого учебного года вышли на очное обучение, огромное количество жалоб посыпалось по поводу измерения температуры. Были даже абсурдные заявления, например, что «термометрирование со лба приучает детей к покорности». Специалисты министерства образования и муниципальных органов управления оперативно давали консультации, размещали информацию в социальных сетях.

Это называется медиацией

Поступали в штаб звонки и от директоров школ, и на сегодняшний день их можно исчислять сотнями.

— Администрация учреждения не всегда готова обращаться в орган управления образования из опасения, что ее обвинят в недостаточном профессионализме. Звонят нам, запрашивают консультации, документы, мы всегда найдем требуемое максимально оперативно. Это называется медиацией — когда собираются две стороны конфликта с участием третьей, нейтральной, стороны и вырабатывается определенное соглашение по спору, происходит диалог, — рассказывает Оксана Василенко. — Чем это лучше для педагогов? К ним не приезжают чиновники, нет протоколов, не нужно заниматься дополнительно с документами. В штабе работают люди, которые понимают, как устроена система, и их главная задача — решить проблему, не доводя конфликт до крайности. Наверное, в 95 процентах случаев это нам удавалось и удается.

Штабу приходится браться и за непрофильные случаи, к примеру, помогать студентам вузов.

— Недавно была ситуация, связанная со скандальным роликом в «ТикТоке», который сняла студентка. Из-за этого ролика ее вынуждали перейти на другую кафедру. Ни о каком педагогическом расследовании речи не шло. Ситуация была крайне некрасивая, были нарушены права студента. Нам удалось, насколько было в наших силах, помочь девочке: она вышла на диплом и успешно его защитила, сейчас стажируется за границей. Или как-то пришлось вступиться за студентов, которые были на подработке в крупной торговой сети. Им просто не выплатили зарплату. Мы собрали всю необходимую информацию о нарушении прав, вступили в переговоры с руководством. В итоге зарплаты выплатили, — объясняет Оксана Василенко.

Как министр взял интервью у директора школы

Вскоре пришло понимание, что штаб может шагнуть дальше: не просто работать с обращениями, а действовать на опережение. Накопилось много информации, полезной для всех; было понятно, что школы нуждаются в опыте друг друга, а родители хотят более детально понимать, что происходит в системе образования. Возникла идея на основе этих материалов производить видеоконтент, который можно выкладывать в YouTube. В мае 2021 года появился новый проект — медиацентр.

— Раньше существовал формат дайджеста, когда министр образования рассказывал нам, что произошло за неделю, и анонсировал предстоящие мероприятия. Но сейчас это неактуально, события можно посмотреть и в ленте новостей. А  вот порассуждать в студии на различные темы, которые волнуют родителей и отрасль, — с первыми лицами, детьми, учителями, директорами, общественностью — важно. К третьему выпуску нашего видеопроекта мы подумали: обычно у министров берут интервью, а почему бы не сделать наоборот? А пусть министр Сергей Владимирович Федорчук возьмет у кого-то интервью. Так и появилось интервью с Еленой Владимировной Минаевой, директором школы № 82, в которой за три года отмечены фантастические успехи. За кадром мы сидели затаив дыхание: нам не хотелось как-то помешать их разговору. Интервью вызвало резонанс в школьном сообществе. И главное, пошел отклик родителей. Профессионалы нас покритиковали за картинку и некоторую скованность. Мы согласны: и министр — не профессиональный ведущий, и у директора школы впервые в жизни берет интервью министр — неизбежно чувствовалось некоторое напряжение. Но это живые люди, мы не пишем дубли, не репетируем, не позируем, хочется показать, как есть на самом деле. Пока это старт, мы будем стремиться создавать в студии теплую, уютную атмосферу. Причем, отмечу, запретных тем в образовании у нас нет. Уже вышло шесть выпусков.

Кстати, за редакционную политику в медиацентре отвечает Ирина Мезенцева.

Дистант вскрыл проблемы и заставил их решать

Чем полезен такой видеоконтент учителям? Как правило, узкоспециализированные отраслевые вопросы обсуждаются с руководителями школ, завучами на совещаниях в ведомствах. Когда директор возвращается в школу, ему нужно услышанную информацию передать учителям. Создаваемый контент позволяет сделать так, чтобы не был утрачен ни один нюанс, связь с министерством у каждого педагога была четкой, сама система взаимодействия — более прозрачной. А еще в планах запуск детского медиацентра, чтобы дети могли рассказать другим детям и родителям, что их волнует и радует.

— Медиацентр открывает доступ к важной информации, саму информацию делает простой, оперативной и открытой для всех, в том числе и для родителей, — говорит Оксана Василенко.

Руководитель штаба считает, что в отрасли много проблем, которые нужно выносить на обсуждение.

— Сейчас все сходится в «контрольно-надзорной» точке — мы отчитываемся, что нарушили или не сделали. У нас нет педагогических чтений, не поднимаются темы, связанные с профессиональным выгоранием, нет тем острых, честных, которые обсуждаются на кухнях. Образование должно идти впереди, а оно идет вдогонку. Почему мы проваливаем дистант и цифровизацию в школах? Потому что IT-среда не заходила в систему образования 30 лет, с момента появления Интернета. И это не только вопрос финансирования и государственной политики. Почему в сфере бизнеса давно существуют система учета и обработки больших данных, а в отрасли столько отчетов собирается вручную, без согласования между различными ведомствами? Система может стать более открытой: коммерческие структуры, IT — все должно взаимодействовать с образовательной отраслью, — объясняет руководитель центра. — Сегодня школьное образование, увы, все еще отстает от реальной жизни. Благодаря вынужденному погружению в дистанционный формат учителя обнаружили самих себя «под стеклянным куполом», родители стали вникать, как и что преподают их детям. Мы все сразу про себя много узнали. Это хороший повод не конфликтовать, а двигаться, объединяться, действовать, менять и меняться. Вместе.

И конечно, хочется поблагодарить коллег в министерстве образования за подобную открытость, желание искать новые способы коммуникации, не опасаясь, «как бы чего не вышло», и мы говорим спасибо всем, кто нас смотрит, задает вопросы, критикует и предлагает.

СОСТАВ ШТАБА
Оксана Анатольевна Василенко, руководитель штаба
Владимир Николаевич Щукин, заместитель министра образования Новосибирской области
Андрей Николаевич Головнин, замминистра — начальник управления профессионального образования и подготовки трудовых ресурсов
Анна Викторовна Молокова, проректор по научно-методической работе ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Эдуард Эдуардович Сапрыкин, заместитель начальника управления по организационно-методической работе ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Сергей Сергеевич Цукарь, замминистра — начальник управления технологий цифрового государства министерства цифрового развития и связи Новосибирской области

ВАЖНО
Куда звонить по какому поводу

Общие организационные вопросы 
Оксана Анатольевна Василенко, vaoa@oblcit.ru, 8 (383) 349-58-00 доп. 288, 8-913-913-54-13 (WhatsApp)

Психологическая помощь
ocdk54@mail.ru
sos.cdk54@gmail.com
8-913-399-48-27

Для родителей подростков
8-958-858-54-89

Детский телефон доверия
8-800-2000-122