Цементобетон крепок
В регионе есть все, чтобы строить дороги с цементобетонным покрытием
Ежегодно государство вкладывает гигантские суммы, чтобы привести автодороги в нормативное состояние. Но проходит буквально два года, и на отремонтированных участках появляются ямы и колеи. Каким образом этого можно избежать?
Напомним, что в нынешнем году в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» в Новосибирской области планируют привести в порядок 98 участков трасс общей протяженностью почти 260 километров. Финансирование составит 7,1 миллиарда рублей. Из них 2 миллиарда будет выделено из федерального бюджета, 4,7 миллиарда — из регионального и 0,4 миллиарда рублей — из местных бюджетов.
«Стоимость примерно равна»
Деньги огромные. Но как же сделать так, чтобы они не пропали зря и в недалеком будущем снова не пришлось делать ремонт? Многие эксперты считают, что выходом было бы строительство цементобетонных дорог, которые значительно прочнее обычных, из асфальта. По словам заведующего кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ доктора технических наук, профессора Виктора Ушакова, согласно существующим нормативам срок службы трассы с цементобетонным покрытием в несколько раз больше. Казалось бы, выбор очевиден. Почему же у нас не строят цементобетонные дороги? Принято считать, что они более дорогие и ремонт их, соответственно, тоже обходится дороже.
— Как показывает отечественный и мировой опыт, стоимость строительства автомобильных дорог с применением асфальтобетонного и цементобетонного покрытия примерно равна, — подчеркивает Виктор Ушаков. — Но следует учесть, что срок службы дороги из цементобетона значительно выше — он составляет 30 и более лет. При сравнении вариантов дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием с учетом последующих затрат на ремонт и содержание, то есть с учетом жизненного цикла объекта, становится ясно, что дороги с цементобетонным покрытием дешевле на 40–50 процентов.
На очереди — подъезд к аэропорту
В Новосибирской области примеры успешного использования цементобетонного покрытия при строительстве автомобильных дорог уже есть. Например, его применяли во время строительства Северного обхода на участке от села Прокудское до поселка Сокур. Конструкция дорожной одежды состояла из цементобетонного покрытия толщиной 24 сантиметра, уложенного на выравнивающий слой из укрепленного битумом песка толщиной три сантиметра. Состояние трассы сегодня вполне удовлетворительное, хоть и прошло уже почти тринадцать лет.
А вот более свежий пример — участок федеральной трассы Р-254 «Иртыш», который сдали в эксплуатацию осенью прошлого года. Теперь один из самых востребованных отрезков «Иртыша» в Новосибирской области — это четырехполосная трасса IБ категории в цементобетонном исполнении с развязками в разных уровнях. В 2020 году он стал самым протяженным объектом дорожного строительства с цементобетонным покрытием в России.
На очереди — отрезок от Северного обхода Новосибирска до перекрестка в районе города Оби. Сегодня это самый экономически быстрорастущий район Новосибирской области: здесь расположены ПЛП, подъезды к аэропорту Толмачево. Существует острая потребность в повышении пропускной способности и обеспечении безопасности движения на этом участке.
Перспектива «дорожного» цемента
Таким образом, можно сказать, что перспективы у цементобетонных дорог у нас в регионе есть, и весьма неплохие. Особенно с учетом того, что АО «Искитимцемент» (управляющая компания — АО «ХК «Сибцем») в нынешнем году освоило выпуск специального портландцемента для производства бетона дорожных и аэродромных покрытий, расширив тем самым ассортимент продукции до восьми видов. Новый вид цемента, обладающий стабильно высокими качественными характеристиками, уже успешно прошел сертификацию. По мнению экспертов, при правильном подборе состава бетон, произведенный на основе портландцемента ЦЕМ I 42,5Н ДП, отличается повышенной стойкостью к воздействию агрессивных сред, низким тепловыделением при твердении, высокой прочностью, морозостойкостью, водонепроницаемостью и длительным сроком эксплуатации.
— Учитывая, что стратегия развития отрасли строительных материалов до 2030 года предусматривает увеличение доли дорог с цементобетонным покрытием в общем объеме новых трасс в стране до 50 процентов, мы готовимся к повышению спроса на «дорожные» цементы, — отметил управляющий директор АО «Искитимцемент» Владимир Скакун. — Освоение нового вида продукции — это очередной шаг навстречу потребителям. Полагаю, новинка сезона 2021 года будет востребована на рынке.