USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Парк вырвался с нулевого уровня

Эльвира НОВИКОВА
Резидентам стало тесно на старых площадях. Фото Алексея ТАНЮШИНА
Резидентам стало тесно на старых площадях. Фото Алексея ТАНЮШИНА

В 2020 году деятельность Биотехнопарка в Кольцово впервые принесла десятки миллионов прибыли

Работа Биотехнопарка всегда вызывала и вызывает большой интерес. Проект задумывался как инновационная площадка, по аналогии с Академпарком, где развиваются стартапы, которые в перспективе должны вырастать в полноценный бизнес и пополнять налоговую базу региона. Но наладить эффективность не получалось почти десять лет. И вот случился прорыв.

Члены комитета Заксобрания Новосибирской области по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения побывали в Биотехнопарке, чтобы на месте посмотреть, как организована работа этого учреждения, и понять, можно ли решить проблемы, сдерживающие его развитие.

Бизнес-инкубатор для стартапов

Биотехнопарк открылся в Кольцово в 2011 году. Напомним, что здесь создали льготные условия для развития компаниям с перспективными стартапами. Подразумевалось, что через несколько лет их проекты вырастут до серийного производства, которое должно приносить прибыль и пополнять областной бюджет. И компании уйдут на вольные хлеба, освободив место в бизнес-инкубаторе для других резидентов. Однако что-то явно пошло не так.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Для делегации организовали экскурсию по зданию, где находятся лаборатории. Фото Алексея ТАНЮШИНА

Депутаты Заксобрания начиная с 2016 года довольно жестко критиковали работу руководства парка, обвиняя его в неэффективности. Руководителя поменяли, но после проверки, проведенной региональной контрольно-счетной палатой в начале 2019 года, деятельность Биотехнопарка признали убыточной. К тому времени в его создание и функционирование было вложено более миллиарда рублей бюджетных средств. Снова возникло много вопросов к руководству, которое в марте 2019 года... снова сменили — на пост гендиректора назначили Александра Иванова. Перед ним поставили задачу совместно с Агентством инвестиционного развития региона (АИР) вывести учреждение на само­окупаемость в 2020 году.

И вот на прошлой неделе большая депутатская делегация приехала в парк, чтобы на месте проверить результаты деятельности новой команды.

В сердце химических лабораторий

Сначала для гостей организовали экскурсию по зданию, где выносят вердикт качеству лекарственных препаратов и продуктов питания.

— В этом центре проводятся испытания продукции на соответствие заявленным требованиям, — рассказал исполнительный директор Биотехнопарка Денис Кузьмин. — Производственный участок находится в другом здании.

Мы проходим санпропускники, причем почему-то отдельные для мужчин и женщин, хотя раздеваться до нижнего белья не требуется (куртки мы уже сняли в гардеробе). Просто поверх своей одежды надеваем халаты, а на ноги — бахилы. К автомату по «упаковке» ног выстраивается длинная очередь. Но задержка ненадолго: аппарат за секунды упаковывает в синюю пленку наши ботинки и сапоги, и мы двигаемся дальше по коридору с множеством дверей, заглядывая в светлые комнаты.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

В лабораториях проверяют на качество и безопасность лекарства и продукты питания. Фото Алексея ТАНЮШИНА

В химико-аналитической лаборатории на специальном оборудовании сотрудники в белых халатах проверяют таблетки на прочность, растворимость и не только.

— Для проверки качества задается определенная щелочная среда, — объясняет Денис Кузьмин. — В зависимости от того, где будет работать лекарство — в желудке или кишечнике, оно должно растворяться за определенное время. Испытания на тестере истирания дают понимание, как сохраняются таблетки при транспортировке и хранении.

В помещениях предусмотрен душ, ведь люди здесь работают с сильнодействующими ядовитыми веществами.

В следующем помещении находится лаборатория спектрофотометрического и хроматографического методов анализа. Спектрофотометрия — экспериментальный метод, который позволяет измерить концентрацию растворенных веществ по количеству поглощаемого раствором света. Хроматография — метод разделения и анализа смесей веществ, а также изучения их физико-химических свойств.

Денис Кузьмин перечисляет оборудование со сложными названиями, которые для неспециалистов звучат как китайская грамота.

— Здесь изучают количество содержания примеси в витаминах, пищевой продукции, БАД, — продолжает наш гид. — Разумеется, на такую деятельность имеется вся разрешительная документация и лицензии. В испытательном центре есть необходимое оборудование, чтобы проверять всю пищевую продукцию на безопасность.

Вход — по отпечаткам пальцев

Мы поднимаемся выше, туда, где находится микробиологическая лаборатория. Снова проходим через санпропускник. Денис Кузьмин объясняет, что по санитарным правилам микробиологическая лаборатория делится на две зоны — заразную, где работают с патогенными организмами третьей и четвертой группы, и чистую.

В комплексе помещений есть демонстрационные окна.

— Здесь ведется работа по подготовке всех материалов, для того чтобы передать их в заразную зону, — продолжает наш гид. — Созданы специальные условия по давлению, температуре и влажности. Если параметры отходят от нормы, начинает звучать сирена, и все работы сразу останавливаются.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

В лабораториях проверяют на качество и безопасность лекарства и продукты питания. Фото Алексея ТАНЮШИНА

Вход в чистую зону — снова через санпропускники. Все материальные ценности поступают в нее через передаточные окна — чтобы не занести бактерии. В лаборатории организована система хранения расходных материалов и питательных сред, в которых выращивают бактерии. Все происходит в отдельных боксах, чтобы не получить ложноположительный или ложноотрицательный результат. Вот, например, боксы, в которых проходят испытания таких медицинских изделий, как искусственные суставы и коронарные стенты.

Вот и заразная зона. На проходной стоит автоклав: материалы отсюда можно выносить только после стерилизации и через передаточное окно.

— Передача материалов — это целый процесс, нарушение которого может исказить результат. С 2017 года, как началась работа, никаких несчастных случаев не было, — заверяет Денис Кузьмин.

Проходим мимо боксов вирусологии, где занимаются исследованиями, связанными с ковидом. Вход в боксы, кстати, по отпечаткам пальцев.

Оздоровление через оптимизацию

После экскурсии началось большое совещание, на котором руководители бизнес-инкубатора отчитались о проделанной работе по финансовому оздоровлению.

Генеральный директор АИР Александр Зырянов сообщил, что в 2019 году выручка технопарка составила 31 миллион рублей, а расходы — 125,3 миллиона рублей. Пришлось думать, как оптимизировать всю деятельность компании, в том числе и штат сотрудников. Административных и технических сотрудников тогда было 41 человек, а научных — 26. Сегодня наоборот: в лабораториях трудятся 39 человек, а обслуживают их деятельность — 15.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

На большом совещании руководители Биотехнопарка отчитались о работе по финансовому оздоровлению. Фото Алексея ТАНЮШИНА

По словам Александра Зырянова, нынешнее руководство Биотехнопарка получает меньшую зарплату, чем прежнее, зато у всех подчиненных доход заметно вырос. Сегодня средняя зарплата здесь составляет 48 тысяч рублей.

— В 2019 году мы занимались аудитом и выплатой долгов, — рассказал глава агентства. — Уже в 2020 году выручка выросла в девять раз и составила более 200 миллионов рублей. Расходы, правда, тоже подросли до 177,7 миллиона рублей — средства понадобились на закупку реактивов и комплектующих. В итоге мы вышли по операционной деятельности в плюс 22,5 миллиона рублей.

И это впервые за все время существования организации.

Как удалось подняться?

Генеральный директор Биотехнопарка Александр Иванов рассказал, что в прошлом году было заключено 88 договоров на проведение испытаний продукции, в том числе появилось 38 новых контр­агентов. Новыми крупными заказчиками микробиологической и химико-аналитической лабораторий стали Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н. Н. Блохина, «Фармстандарт», «Фармсинтез», производственная фармацевтическая компания «Обновление».

С мая 2020 года клинико-диагностическая лаборатория начала делать анализы на ковид и антитела для жителей Новосибирска и области. Проведено более 80 тысяч исследований на коронавирус и более пяти тысяч на антитела к нему. Здесь сотрудничают с клиникой НИИТО, компаниями «Биотест», KDL, Invitro и другими.

Запущено несколько проектов, направленных на борьбу с коронавирусной инфекцией. Совместно с компанией «Спектромарт» в Биотехнопарке разработали санитарно-пропускной пункт, который позволяет обработать всех посетителей бесспиртовым раствором дезинфектора, рекомендованного ВОЗ. Такие пункты установлены в зданиях Заксобрания Новосибирской области, областной клинической больнице, учреждениях Минобороны РФ и других.

Разработана линейка антисептиков для дезинфекции рук и поверхностей. Сейчас ими пользуются в бюджетных организациях.

Резидентам стало тесно

У Биотехнопарка много планов. И кстати, денежные вложения в его деятельность быстро окупаются и приносят прибыль.

— Хочется расширить область аккредитации наших лабораторий по пищевой продукции и фармакологии, — поделился планами Александр Иванов. — Но для этого требуется закупить новое оборудование. Такие крупные компании, как «Пепсико», «Нестле», сейчас работают с Москвой и туда платят деньги, а могли бы сюда. В нашем регионе запускается новый завод по выпуску кормов для животных, которые тоже необходимо проверять на безопасность и качество. Это еще один крупный потенциальный клиент.

Из новых проектов: выпуск инсулиновых помп для людей, страдающих сахарным диабетом, стентов для онкобольных. Организация производства стентов, например, потребует 387 миллионов рублей. И инвесторы для этих проектов есть, но нет площадей для размещения самого производства.

Дефицит земельных участков сдерживает возведение второй очереди объектов Биотехнопарка.

— Несколько компаний хотели бы стать нашими новыми резидентами, но площади у нас уже все заняты, — посетовал Александр Зырянов. — На вторую очередь объекта уже есть четыре резидента, и еще пять турецких компаний проявляют интерес. Но первый их вопрос — о наличии земли и офисов. А мы им ничего не можем ответить, ведь свободных земельных участков у нас нет.

Первый заместитель главы Новосибирского района Татьяна Сергеева сообщила, что район готов передать наукограду Кольцово для развития инновационного кластера один из земельных участков Барышевского сельсовета. Депутаты сельсовета уже одобрили это предложение.

Но этого слишком мало. Александр Зырянов подчеркнул, что технопарк не может без торгов претендовать на долгосрочную аренду земли для строительства второй очереди объектов. Не хватает пока средств и на покупку нового оборудования для выпуска лекарственных препаратов в твердой форме, ведь государственная субсидия оказалась в восемь раз меньше запланированной суммы: вместо 87 миллионов из областного бюджета было выделено только 11 миллионов.

По итогам совещания комитет Законодательного собрания Новосибирской области по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения рекомендовал региональному правительству выделить госсубсидии на закупку нового оборудования для линии по производству твердых лекарственных форм.

— Экономить на организации, которая на каждый вложенный рубль приносит прибыль в несколько рублей, не имеет смысла, — подчеркнул председатель комитета Игорь Гришунин.

Кроме того, есть предложение внести изменения в областное законодательство, которые позволят выделять землю Биотехнопарку без торгов.

Правда, остались вопросы к руководству технопарка. Изначально он создавался как бизнес-инкубатор. Однако сегодня там «сидят» на льготных условиях фирмы, уже реализовавшие свои проекты. Они должны уступить место новым резидентам со стартапами, а сами обосноваться в другом месте и пополнять налогами областной бюджет. Но почему-то это не происходит.

— Я считаю, что не нужно давать компаниям менять названия, чтобы оставаться на тех же площадях на льготных условиях. Это неправильно, — резюмировал Игорь Гришунин.