USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Курортология — «падчерица» медицины?

Тамара ПОПОВА

О чем мы говорим с экспертами в преддверии большого круглого стола, посвященного проблемам со здоровьем после перенесенного COVID-19 и посткоронавирусному восстановлению

Многих тяжелых последствий эпидемии ковида в России удалось бы избежать, если бы в медицинскую практику были включены курортные ресурсы Алтайского края. Почему врачи их не используют, «Советской Сибири» рассказал директор санатория «Рассветы над Бией» кандидат медицинских наук Евгений ЛЕБЕДЕВ.

— Евгений Владимирович, как вы считаете, мы прошли бы эпидемию легче, если бы в лечении и реабилитации тех, кто перенес ковид, применялся природный потенциал Алтая?

— Однозначно. Эти ресурсы мало используются — минеральные воды, которые обладают диуретическими свойствами, грязи, голубые глины, травы, бальзамы. Недорогие и вполне доступные. Их применение помогает снизить интоксикацию, избежать осложнений, сократить срок болезни. Но люди не знают об этом. Потому что при огромной сети курортов сама по себе курортология в нынешней России организована не на должном уровне.

— А как же Белокуриха?

— Белокуриху, слава богу, заметили. Но мы говорим о целой системе, действовавшей в СССР. «Поликлиника — больница — санаторий» — так выглядела триада здоровья народа, вполне доступная каждому человеку. Открывались НИИ, исследовавшие возможности природы, и наработки эти до сих пор востребованы. Сегодня остались за границей и трускавецкая «Нафтуся», и грузинский «Боржоми», но почему бы не использовать широко наши, алтайские минеральные воды, по многим показателям превосходящие раскрученные бренды, включая курорты Карловы Вары и Баден-Баден?

Одна из них — природная лечебно-столовая вода «Серебряный ключ» с низкой, 0,5 грамма на литр, минерализацией, за счет чего она эффективно вымывает токсины и помогает при вирусных инфекциях. Источник ее мне посчастливилось открыть тридцать лет назад на берегу Бии, недалеко от села Стан-Бехтемир. А далее с главным урологом Алтайского края Александром Израилевичем Неймарком мы изучили и применили ее в урологии и даже получили в 2005 году награду за это открытие.

Целебные свойства этой воды подтверждены учеными Томского НИИ курортологии, на ней защищены десятки научных диссертаций. Медицинскому сообществу России и зарубежья известно, что она упо­требляется при многих недугах, включая мочекаменную болезнь. Научите людей правильно пить «Серебряный ключ», и проблема уйдет. Сотням пациентов не понадобятся сложные операции. Государство сэкономит колоссальные деньги. Десяти­дневный курс лечения водой стоит около 200 рублей, в год их нужно провести четыре.

— Почему врачи не назначают нужную при той или иной болезни минералку, пусть даже наряду с традиционными таблетками и уколами?

— Лишь доктора старой формации знают о целебных свойствах вод, глин, грязей. В современных программах медвузов курс курортологии идет факультативом. Ее вычеркнули из обязательных предметов, как и здравницы в 90-х, когда государство утратило к ним интерес, лишило статуса медучреждений, сказав конкретно: есть амбулатории и стационары, этого достаточно. Думаю, настала пора вернуть курорты России в лоно Минздрава.

— Но существуют же стандарты лечения...

— Чиновники от медицины тоже могут ошибаться. Они назначили девять модификаций лечения при коронавирусе и фактически лишили врача права на индивидуальный подход к пациенту. Нет двух одинаковых людей, а значит, не может быть и стандартных схем лечения.

Читай этикетку!
— Можно ли пить минеральную воду только потому, что она вкусная и пить хочется?

— Для питья существует питьевая вода — на ее этикетке написано, что она содержит не более 1 грамма минералов на литр. Если этот показатель выше, вода лечебная и пить ее можно лишь по назначению специалиста. Высокий уровень минерализации не всем показан, а порой даже опасен.

— Какими должны быть шаги государства, чтобы курортный ресурс Южной Сибири был признан национальным богатством наравне с углем, газом и нефтью?

— Такие шаги были сделаны три года назад, когда была опубликована редакция Федерального закона, касающегося развития курортной инфраструктуры страны. Регионам были поставлены определенные задачи. Дело за реализацией.

ФАКТЫ
— Первый источник «живой воды» был открыт на Алтае в 1803 году.
— В годы войны на базе Барнаульского санатория, Бийского дома отдыха и курорта «Лебяжье» (Егорьевский район) были развернуты госпитали с бальнеологическими лечебницами.
— Среднегодовая загрузка алтайских санаториев — одна из самых высоких в стране, выше 80 процентов.
— Курс санаторно-курортного лечения позволяет в 2–4 раза снизить потери по нетрудоспособ­ности.
— Каждый рубль, вложенный в курортную отрасль, приносит шесть рублей прибыли.