USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Пора вскрывать трубы

Светлана ФРОЛОВА

Дорожники готовятся к дружному таянию снега, им предстоит освободить от сугробов 7 тысяч водопропускных сооружений

Минтранс проверил, как на автотрассах региона идет подготовка к грядущему паводку. Вместе с дорожниками мы выехали по направлению Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий.

Выгрузились на перекрестке 18 марта, у поворота на село Жеребцово в Новосибирском районе. Здесь идут «раскопки»: пока несколько тяжелых машин лихо срезают наледь с трассы, в овраге работает экскаватор, вычерпывая ковшом накопившийся за зиму снег и складывая его в большую гору. И вот постепенно вниманию зрителей открывается бетонная сквозная труба.

Как уберечь дорожное полотно

Как рассказал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства региона Сергей Ставицкий, с начала марта на дорогах Новосибирской области идет подготовка к безопасному прохождению паводковых вод. По его словам, подрядные организации под контролем регионального минтранса и территориального управления автомобильных дорог проведут работы на 12,7 тысячи километров трасс.

— Если таяние снега весной вовремя и правильно не «организовать», это может привести к разрушению дорог и искусственных сооружений, что, в свою очередь, чревато остановкой движения на трассе. Восстановление после такого стихийного бедствия потребует больших финансовых затрат, — пояснил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства региона Сергей Ставицкий. — Поэтому с начала марта дорожники открывают водопропускные трубы, чистят лотки и гасители (это составные части трубы. — Прим. автора), а также земляное полотно от снега. Это тоже важно, потому что земляное полотно должно оттаивать равномерно. Если оно будет оттаивать сверху, а внизу будет оставаться лед, это приведет к разрушению дорожной одежды. Дорожники убирают снег с откосов насыпи и обочин, чтобы земляное полотно прогревалось равномерно. Противопаводковые мероприятия планируется завершить к 1 апреля.

012-06-01_М.jpg

Подрядчикам предстоит открыть и очистить 7 243 водопропускные трубы. С дорог, проходящих по населенным пунктам Новосибирской области, уже вывезено более 92,5 тысячи кубических метров снега.

— Важными элементами системы пропуска паводковых вод являются мосты через водные преграды. Дорожники также держат их на контроле. Некоторые из этих мостов могут разрушиться во время паводка — если истек ремонтный срок или они построены хозяйственным способом, без проведения инженерных изысканий. Мосты, на которых раньше фиксировались случаи разрушений отдельных элементов, находятся в зоне риска, — сказал Сергей Ставицкий.

Собственник дороги — ТУАД следит за состоянием таких объектов и оперативно устраняет чрезвычайные ситуации в случае их возникновения.

— В регионе 13 «опасных» мостовых сооружений, — уточнил замминистра. — В прошлом году их было на один больше. Наконец завершилось строительство нового сооружения на автомобильной дороге Майское — Чернаки.

Два часа на «распаковку»

На открытие одной стандартной трубы уходит от одного до двух часов.

— Трубы состоят из бетонных колец и плит, они бывают разного диаметра, — рассказал директор Тогучинского ДРСУ Сергей Хамандритов. — В основном содержание трубы в течение года — это побелка. Если есть небольшие разрушения — труба штукатурится, делается отмостка. Если рядом вырастают кусты, их нужно вырубить, чтобы для воды был свободный проход.

Бывает, что в трубе скапливается мусор — ветки, например. Однако ее деформация может произойти разве что от времени или от просадки дорожного полотна. Гарантийный срок службы водопропускной трубы — 25–30 лет.

— Этой четыре года, она стандартная, очковая, почти везде по области такие лежат, — уточнил Сергей Хамандритов. — В ней пока нет никаких повреждений, для трубы это «детский» срок.

Водоотвод, который нам показали, расположен очень низко под дорожным покрытием, и это проблема: те трубы, над которыми насыпь невысокая, открываются быстрее — технике не нужно съезжать с дороги. Когда мы приехали, здесь работали экскаватор и колесный трактор К-700. А также дорожные рабочие, которые прочищали трубу до конца.

По словам ведущего эксперта ТУАД Константина Попелухи, с современной техникой работать удобно. У экскаватора плоский ковш, он быстро отрывает трубу.

Погода — не помощник

В этом году у дорожников все идет по плану, кроме одного: 6 и 7 марта были метели.

— Поэтому местами трубы, которые уже были вскрыты, опять снегом запечатало, пришлось вскрывать заново, — посетовал директор. — А так все идет в штатном режиме. Паводок ожидаем теперь в апреле, но все, конечно, зависит от погоды.

Мастер Шмаковского дорожного участка Александр Ковалев напомнил, что в нашем регионе, с его резко континентальным климатом, весна чаще всего приходит внезапно, поэтому, несмотря на сегодняшнюю еще зимнюю погоду, нужно быть готовым ко всему. Талые воды пойдут в самое ближайшее время, а значит, трубы должны работать хорошо.

— Не жалею, что выбрал эту профессию, — признался Александр. — До этого водителем работал, в нашей же организации. Пришел сюда два года назад. И хочу сказать, что работа эта мне очень нравится.

ЦИФРА
В 2021 году на содержание областных дорог, в том числе на подготовку к паводку, в дорожном фонде Новосибирской области предусмотрено 1,4 миллиарда рублей