USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Быть как все — это непросто

Инна ВОЛОШИНА
Фото предоставлены минтруда и соцразвития Новосибирской области
Фото предоставлены минтруда и соцразвития Новосибирской области

Особенные дети учатся готовить и пользоваться электроприборами

Приучить ребенка с особенностями здоровья к взрослой жизни — задача непростая, далеко не каждый родитель с ней справится.

Но благодаря эффективным практикам, которые внедряет министерство труда и социального развития Новосибирской области, это становится реальностью — участниками программ уже стали более 60 таких детей.

Самостоятельно одеться, почистить ботинки, убрать и помыть за собой посуду, пришить пуговицу — кажется, что может быть проще? Большинство людей умеют все это делать с детства и даже не особо задумываются, как они этому научились. Но для особенных детей это слишком сложно. И тем не менее их можно научить подобным бытовым вещам, что, безусловно, очень пригодится им в будущем.

Зачем нужна деревянная посуда

Сегодня на базе подведомственного министерству центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Рассвет» открыта комната социальной адаптации «Особый дом». Здесь для подростков с нарушениями развития и их родителей проводят интерактивные занятия в формате семейной гостиной. Таким образом члены семьи получают опыт реабилитационной работы со своими детьми.

Фото предоставлены минтруда и соцразвития Новосибирской области

Фото предоставлены минтруда и соцразвития Новосибирской области

— К нам приходят дети с разными диагнозами — аутизм, синдром Дауна, легкая умственная отсталость, задержка психического или речевого развития, — рассказывает директор центра «Рассвет» Татьяна Фрилинг. — В программе социальной адаптации принимают участие ребята школьного возраста, как правило от 12 до 16 лет. Программа длится 42 рабочих дня, с детьми занимаются психологи, воспитатели и их помощники, в группе не более двух-трех ребят. Во время занятий их учат пользоваться стиральной машиной, гладить белье, убирать со стола, мыть посуду и даже готовить. Конечно, сначала речь идет о самых простых задачах — например, порезать фрукты. Сперва дети пользуются деревянной посудой, а как только у них начинает что-то получаться, им дают обычную.

С родителями тоже нужно работать

Диагноз восьмилетнего Савелия — «умственная отсталость». Мальчик не умеет разговаривать, но понимает обращенную к нему речь, он очень подвижный ребенок, которому трудно усидеть на месте хотя бы минуту. Савелия воспитывают мама и бабушка. Мама постоянно на работе, а бабушке в силу возраста трудно даже просто уследить за внуком, а уж тем более научить его полезным навыкам. Когда мальчик пришел в центр, он не умел самостоятельно одеваться, ел руками и не понимал многих вещей. Теперь он сам одевается и раздевается, может сложить свои вещи в шкаф и собраться в бассейн, научился пользоваться столовыми приборами, убирать посуду со стола и мыть ее. По мнению специалистов, это колоссальный рывок за столь небольшой срок.

Другой пример — Никита. У  него тоже умственная отсталость, в детстве он перенес менингит. Никите шестнадцать, но разговаривать он не умеет, может произнести только «да» и «нет». Тем не менее он очень общительный и жизнерадостный парень. В «Рассвете» Никита научился тщательно мыть посуду, убирать со стола, ухаживать за своей одеждой и обувью и еще многим полезным вещам.

Фото предоставлены минтруда и соцразвития Новосибирской области

Фото предоставлены минтруда и соцразвития Новосибирской области

— Это только так кажется, что научиться всему этому просто. На самом деле это кропотливая и вдумчивая работа специалиста, который применяет специальные методики. Обычные дети многое запоминают, просто повторяя за своими родителями. Детям с особенностями это не под силу, и родители не могут их научить — просто не знают как, — объясняет Татьяна Фрилинг. — Мы работаем и с родителями тоже, чтобы они могли продолжить обучение детей дома. Это очень важно. Бывает, что в центре ребенок охотно занимается, а дома наотрез отказывается, скажем, мыть посуду. Но в любом случае, прогресс очевиден. У нас бывали ситуации, когда ребенок, который до прихода к нам не умел самостоятельно держать ложку, после занятий мог приготовить простое блюдо, накрыть на стол, угостить своих родителей, а потом убрать и помыть посуду.

Как рассказала Татьяна Фрилинг, программу адаптации уже прошли 25 семей и она очень востребована — желающих много, им приходится ждать своей очереди. Этот факт говорит сам за себя.

Безопасность — прежде всего

В Новосибирском городском центре социальной помощи семье и детям «Заря» тоже есть учебно-тренировочная площадка социально-бытовой адаптации «Я смогу!». Особенных детей там учат пользоваться электроприборами, готовить простые блюда, убираться, ухаживать за собой, своими вещами и комнатными растениями. Кроме того, у ребят появляются опыт общения и знания о нормах поведения. Конечная цель — достижение ребенком максимальной самостоятельности в повседневной жизни.

Фото предоставлены минтруда и соцразвития Новосибирской области

Фото предоставлены минтруда и соцразвития Новосибирской области

— Дети проходят адаптацию в течение двух с половиной месяцев, два-три раза в неделю у них бывают занятия продолжительностью три часа, — рассказывает ведущий психолог проекта «Я смогу!» центра социальной помощи «Заря» Екатерина Ефимова. — Помимо готовки, уборки, стирки и других бытовых навыков, мы прививаем детям правила безопасности. Например, учим их пользоваться электроприборами. Дело в том, что дома им просто не разрешают этого делать — родители боятся за их жизнь и здоровье. Мы обучаем детей правильно обращаться с предметами, которые потенциально могут нанести им вред, такими как электроплита, нож, швейная иголка, объясняем им, почему нельзя открывать дверь, не посмотрев в глазок. Да и с той же готовкой не все так просто. Простейший куриный суп мы учим их варить за два-три занятия. Дети должны запомнить набор продуктов, приемы их обработки, последовательность действий. Кроме того, мы обучаем их оценивать набор продуктов в холодильнике и определять, что из них можно приготовить. А также пользоваться часами и ориентироваться во времени. К примеру, когда надо выключить духовку. Конечно, это все не сразу.

«Голодным уж точно не останется»

В семье Фоминых три сына — шестнадцати, одиннадцати и девяти лет. У старшего, Сергея, диагноз «атипичный аутизм». Иными словами, до определенного момента он развивался совсем как другие дети, а потом почему-то возник регресс, и теперь подросток может приобрести новые навыки лишь при многократном повторении. Мама Сергея Елена очень беспокоится, как сложится жизнь у ее сына.

— Я стремлюсь, чтобы Сережа был максимально готов к самостоятельной жизни, — рассказывает Елена Фомина. — В идеале в будущем он будет жить отдельно — в своей квартире, но по соседству с нами. А значит, он должен уметь полностью себя обслуживать — готовить еду, стирать, гладить, убирать. Он и до этого кое-что умел, например мыть посуду, но делал это, не особо задумываясь — так, сполоснет чашку, и все. В  центре «Заря» для таких детей, как мой сын, обустроена очень красивая квартира. На одном из занятий Сережа пригласил меня на обед, угощал приготовленной им едой, наливал чай. Словом, ухаживал по всем правилам этикета. Это было очень трогательно.

Правда, по словам Елены, не все так просто. Занятия по программе адаптации — это только начало пути. Да, дети получают бытовые навыки, но их надо постоянно развивать и поддерживать. Взять хотя бы такую, казалось бы, простую вещь, как чистка картофеля. В центре Сережа научился это делать практически идеально — любая домохозяйка позавидует. А дома заниматься этим он почему-то не хочет.

— Почему нам так важна эта несчастная картошка? Дело в том, что Сережа всегда ее любил, и если он научится ее готовить, то голодным уж точно не останется. Поэтому я хочу, чтобы он чистил картошку дома. Пока мы в процессе — одну картофелину он мне уже почистил, для нас это прогресс, — рассказывает Елена Фомина. — Труд очень положительно влияет на таких детей, они становятся более скоординированными и сосредоточенными. А самое главное, на таких адаптационных занятиях они общаются, получают различные социальные навыки. Детям-аутистам ни в коем случае нельзя оставаться взаперти в четырех стенах. К сожалению, мне известны случаи, когда за время пандемии и вынужденного сидения дома диагноз «аутизм» сменился диагнозом «шизофрения».

КОММЕНТАРИЙ

Ярослав ФРОЛОВ, министр труда и социального развития Новосибирской области:

— Сегодня в регионе активно формируется инклюзивное пространство путем внедрения новых стационарозамещающих технологий на базе государственных и некоммерческих организаций. Это дает детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья возможность освоить навыки самообслуживания и научиться выстраивать коммуникации, то есть получить необходимые качества для самостоятельной жизни. В работе специалисты применяют семейно ориентированный подход, который предполагает обязательное включение родителей детей в коррекционно-развивающую деятельность, передачу родителям компетенций для социально-бытовой адаптации детей в домашних условиях.