Где в «цепочке» бракодел?
В дорожной отрасли заведут черный список
Глава транспортного комитета парламента озвучил предложение депутатов: методично найти тех, по чьей вине бюджетные средства «закатываются в асфальт», и ужесточить спрос за качество работ.
Возмущение депутатов вызвали результаты проверки законности и эффективности использования средств облбюджета, направленных на объекты дорожной инфраструктуры за 2019 год и 11 месяцев 2020 года, которые им сообщил аудитор Контрольно-счетной палаты Новосибирской области.
Треть дорог — никудышные
Для начала о состоянии дорог. Протяженность автодорожной сети Новосибирской области составляет 27 444 километра. Из 12 730,4 километра дорог, находящихся в государственной собственности, не отвечают нормативным требованиям 7 731,48 километра (60,7 процента).
Из 14 713,6 километра дорог местного значения не соответствуют стандартам 5 481,3 километра (37,3 процента). В никудышном состоянии 54 моста из 274, или 29,9 процента.
В частности, по словам аудитора КСП Валерия Алехина, в 2019 году ассигнования на госпрограмму «Развитие автомобильных дорог» составили почти 15,5 миллиарда рублей — на 4,4 миллиарда больше, чем в 2018-м, но при этом лишь 89,7 процента от плана. Что касается 2020 года, то за 11 месяцев на госпрограмму направлено 19 миллиардов рублей, или 85,4 процента к годовому плану. То есть налицо постоянное недофинансирование.
Что было сделано? В 2019 году завершено строительство (реконструкция) 27,77 километра, отремонтировано 116,29 километра дорожного полотна, капитально — 20,93 километра. Имеются в виду объекты государственной собственности, подчеркивает аудитор. Средства областного и местных бюджетов были направлены на строительство (реконструкцию) 5,9 километра автомобильных дорог, капитальный ремонт 20 километров и ремонт 309,3 километра автодорог местного значения. На реализацию мероприятий регионального проекта «Дорожная сеть» в 2019 году потрачено 5,6 миллиарда рублей — меньше, чем планировалось; за 11 месяцев 2020 года — 5,3 миллиарда (85,4 процента к плану).
При этом КСП указала на ряд нарушений при осуществлении закупок, градостроительной и дорожной деятельности, а также на случаи несоблюдения условий предоставления и расходования субсидий.
Нарушили — будут устранять
Отвечая на вопросы депутатов по итогам проверок, министр транспорта и дорожного хозяйства Анатолий Костылевский заверил, что рекомендация КСП исключить расходование средств дорожного фонда на аварийно-восстановительные работы и планово-предупредительный ремонт автодорог общего пользования регионального и межмуниципального значения будет выполнена.
— Если при весеннем гарантийном обследовании дорог будут обнаружены дефекты, устранять их будут за счет подрядных организаций, без затрат бюджетных средств, — заверил министр.
С аналогичным заявлением выступил начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Роман Дронов, добавив, что в текущем году кардинально меняется подход к приему и исследованию проектной документации, чтобы исключить недочеты, выявляющиеся потом в ходе работ.
— Хотелось бы в отчете слышать конкретные фамилии людей, которые ответственны и за нарушения при проектировании, и за 25 миллионов перерасхода, — высказал свое мнение депутат Александр Козлов. — Надо знать, кто непосредственно виноват и какие меры приняты.
Персонально к ответу
Председатель комитета Законодательного собрания по транспортной, промышленной и информационной политике Майис Мамедов убежден: именно персональная ответственность исполнителей может изменить ситуацию в дорожной сфере. Парламентарий предложил провести выездное заседание комитета.
— При оценке качества ремонтных работ необходимо пройти по этой цепочке — заказчик, проектировщик, подрядчик, субподрядчик, если он есть, чтобы понимать, где же мы недорабатываем, — предложил парламентарий. — Если изначально техническое задание выдано неправильно, получаем некачественную дорогу. То же самое на этапе проектирования, выполнения работ, проведения экспертизы. Бракоделы — проектировщики, подрядные организации — должны попасть в черный список по-настоящему. После определенных работ подрядчик, бывает, закрывает свою организацию, а потом открывает новую, под другим именем. Мы должны понимать, кто стоит за этой организацией. Должен быть персональный подход, и тогда, я думаю, мы ситуацию изменим в лучшую сторону.
Протокольно комитет зафиксировал позицию депутата Сергея Титкова, считающего, что в условиях дефицита средств при планировании дорожных работ должна учитываться собираемость транспортного налога, а также мнение депутата Александра Барсукова о необходимости увеличения финансирования дорожных работ на сельских территориях.