USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Одежда, расширяющая возможности

Катерина КОШКИНА
Фото предоставлены Аленой РУСАКОВОЙ
Фото предоставлены Аленой РУСАКОВОЙ

Новосибирский дизайнер занимается инновационными разработками

Одежда, которую можно адаптировать под различные особенности организма, которая следит за здоровьем, учитывает погодные условия и степень экстремального воздействия на человека — сегодня все это уже становится реальностью.

Подобными разработками занимается компания «Лаборатория инновационного дизайна», которой руководит Алена Русакова.

В свое время Алена окончила техникум (ныне колледж) легкой промышленности и даже успела поработать по специальности — модельером-конструктором. Но потом один из знакомых девушки предложил ей заняться собственным бизнесом — совместить креатив и финансы.

Интересная задача

— Так я стала заниматься разработкой корпоративной униформы. Это было начало девяностых, и в нашей стране такое направление, как создание корпоративного фирменного стиля, только начинало развиваться. Приходилось объяснять, что такое фирменный стиль компании в одежде и в чем отличие от «просто одинаковых маечек». Среди моих клиентов были такие компании, как «ВИНАП», «Кока-Кола», «Восход-Бейкер», «МегаФон». Кстати, для «МегаФона» именно мы создали тех знаменитых ростовых зеленых зайцев — двадцать штук за десять дней, — вспоминает дизайнер.

Фото предоставлены Аленой РУСАКОВОЙ

Развивая свой бизнес, она параллельно училась в РГУ имени А. Н. Косыгина. Ее дипломная работа была посвящена созданию формы для врачей ожоговых центров. Исследуя эту тему, студентка прошла все стадии разработки таких изделий. Но потом все изменилось: у Алены родился сын, и у малыша обнаружились проблемы со здоровьем. О бизнесе его маме пришлось забыть, и надолго — все свое время она отдавала ребенку. В общей сложности наша героиня пробыла в декрете около пяти лет. А когда решила вновь заняться бизнесом, выяснилось, что рынок корпоративной униформы в общем-то заполнен.

— Но дело было даже не в этом. Я посчитала, что это направление себя исчерпало. Меня тогда увлекла новая идея — создание одежды для людей с ограниченными возможностями, — продолжает Алена. — Мне пришлось побывать в различных реабилитационных центрах, и я увидела, какая это огромная проблема — одежда для особенных людей. И для меня как для модельера-конструктора создание такой одежды стало очень интересной творческой задачей.

Новые партнеры — новые идеи

Одновременно пришло понимание, что не стоит ограничивать себя каким-то отдельным направлением — гораздо интереснее разрабатывать инновационные подходы к созданию одежды. Но, чтобы реализовывать возникающие идеи, нужны единомышленники.

— Я начала много учиться, изучать новые рынки. Дважды была участницей обучающего проекта «Мама-предприниматель», и, помимо новых знаний и навыков, это дало мне возможность найти новых партнеров. Например, у компании «Амвэй» есть много программ, посвященных здоровью. Мы обсудили с ними возможность внедрения изделий для контроля над здоровьем — наша собственная разработка, которую мы представили в 2020 году на венчурной ярмарке в рамках OpenBio, — рассказывает собеседница. — И это только один пример.

Сегодня на разработки для особенных людей у компании три патента на имя Алены Русаковой, в том числе патент на изобретение, некоторое количество технических образцов и прототипов. Есть изделия под индивидуальные требования, что позволило расширить понимание задач на проектирование.

— В настоящее время ищем точки соприкосновения с компанией «Моторика» — резидентом Сколково, она занимается разработкой инновационных протезов. Им интересно создавать одежду в единой концепции с протезами, которые делают из обычного ребенка супергероя, — объясняет дизайнер. — В планах — создание инжинирингового центра по разработке новых видов одежды.

Не фантастика, а реальность

Сегодня компания Алены Русаковой разрабатывает различные технологии в концепции «умной» одежды. Речь идет о решениях, которые позволяют учитывать индивидуальность человека — особенности его движения и физиологии, что очень важно для людей, имеющих особенности развития или действующих в экстремальных ситуациях. Иными словами, это одежда будущего. И это вовсе не фантастика. Есть несколько разработок под заказ, приходят интересные и забавные запросы на решения в концепции «умной» одежды. В том числе запрос на корпоративную униформу, но уже с интеграцией инноваций.

При этом у Алены двое детей. Старшая дочь учится в НГУ и работает в ИЦИГ, специализация — биоинформатик-генетик. Младшему сыну восемь лет — он спортсмен, увлекается созданием объемных конструкций в реальном и виртуальном пространстве. На вопрос, как удается совмещать семью и бизнес, Алена отвечает просто: умение переключаться и четкое планирование.

— И еще у меня очень хороший муж, который дает мне возможность заниматься тем, чем я хочу. Он всегда мне помогает, мы разделяем задачи, каждый делает то, что может в данный момент. В сложных ситуациях я всегда иду к мужу за советом. Вот, собственно, и весь секрет, — подводит итог собеседница.