Одежда, расширяющая возможности
Новосибирский дизайнер занимается инновационными разработками
Одежда, которую можно адаптировать под различные особенности организма, которая следит за здоровьем, учитывает погодные условия и степень экстремального воздействия на человека — сегодня все это уже становится реальностью.
Подобными разработками занимается компания «Лаборатория инновационного дизайна», которой руководит Алена Русакова.
В свое время Алена окончила техникум (ныне колледж) легкой промышленности и даже успела поработать по специальности — модельером-конструктором. Но потом один из знакомых девушки предложил ей заняться собственным бизнесом — совместить креатив и финансы.
Интересная задача
— Так я стала заниматься разработкой корпоративной униформы. Это было начало девяностых, и в нашей стране такое направление, как создание корпоративного фирменного стиля, только начинало развиваться. Приходилось объяснять, что такое фирменный стиль компании в одежде и в чем отличие от «просто одинаковых маечек». Среди моих клиентов были такие компании, как «ВИНАП», «Кока-Кола», «Восход-Бейкер», «МегаФон». Кстати, для «МегаФона» именно мы создали тех знаменитых ростовых зеленых зайцев — двадцать штук за десять дней, — вспоминает дизайнер.
Развивая свой бизнес, она параллельно училась в РГУ имени А. Н. Косыгина. Ее дипломная работа была посвящена созданию формы для врачей ожоговых центров. Исследуя эту тему, студентка прошла все стадии разработки таких изделий. Но потом все изменилось: у Алены родился сын, и у малыша обнаружились проблемы со здоровьем. О бизнесе его маме пришлось забыть, и надолго — все свое время она отдавала ребенку. В общей сложности наша героиня пробыла в декрете около пяти лет. А когда решила вновь заняться бизнесом, выяснилось, что рынок корпоративной униформы в общем-то заполнен.
— Но дело было даже не в этом. Я посчитала, что это направление себя исчерпало. Меня тогда увлекла новая идея — создание одежды для людей с ограниченными возможностями, — продолжает Алена. — Мне пришлось побывать в различных реабилитационных центрах, и я увидела, какая это огромная проблема — одежда для особенных людей. И для меня как для модельера-конструктора создание такой одежды стало очень интересной творческой задачей.
Новые партнеры — новые идеи
Одновременно пришло понимание, что не стоит ограничивать себя каким-то отдельным направлением — гораздо интереснее разрабатывать инновационные подходы к созданию одежды. Но, чтобы реализовывать возникающие идеи, нужны единомышленники.
— Я начала много учиться, изучать новые рынки. Дважды была участницей обучающего проекта «Мама-предприниматель», и, помимо новых знаний и навыков, это дало мне возможность найти новых партнеров. Например, у компании «Амвэй» есть много программ, посвященных здоровью. Мы обсудили с ними возможность внедрения изделий для контроля над здоровьем — наша собственная разработка, которую мы представили в 2020 году на венчурной ярмарке в рамках OpenBio, — рассказывает собеседница. — И это только один пример.
Сегодня на разработки для особенных людей у компании три патента на имя Алены Русаковой, в том числе патент на изобретение, некоторое количество технических образцов и прототипов. Есть изделия под индивидуальные требования, что позволило расширить понимание задач на проектирование.
— В настоящее время ищем точки соприкосновения с компанией «Моторика» — резидентом Сколково, она занимается разработкой инновационных протезов. Им интересно создавать одежду в единой концепции с протезами, которые делают из обычного ребенка супергероя, — объясняет дизайнер. — В планах — создание инжинирингового центра по разработке новых видов одежды.
Не фантастика, а реальность
Сегодня компания Алены Русаковой разрабатывает различные технологии в концепции «умной» одежды. Речь идет о решениях, которые позволяют учитывать индивидуальность человека — особенности его движения и физиологии, что очень важно для людей, имеющих особенности развития или действующих в экстремальных ситуациях. Иными словами, это одежда будущего. И это вовсе не фантастика. Есть несколько разработок под заказ, приходят интересные и забавные запросы на решения в концепции «умной» одежды. В том числе запрос на корпоративную униформу, но уже с интеграцией инноваций.
При этом у Алены двое детей. Старшая дочь учится в НГУ и работает в ИЦИГ, специализация — биоинформатик-генетик. Младшему сыну восемь лет — он спортсмен, увлекается созданием объемных конструкций в реальном и виртуальном пространстве. На вопрос, как удается совмещать семью и бизнес, Алена отвечает просто: умение переключаться и четкое планирование.
— И еще у меня очень хороший муж, который дает мне возможность заниматься тем, чем я хочу. Он всегда мне помогает, мы разделяем задачи, каждый делает то, что может в данный момент. В сложных ситуациях я всегда иду к мужу за советом. Вот, собственно, и весь секрет, — подводит итог собеседница.