USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Летающая лаборатория поехала

Алина ПОЛОННИКОВА
Инновационное оборудование поместили в носовую часть самолета, а в центральную часть фюзеляжа — аккумуляторы. Фото Алексея ТАНЮШИНА
Инновационное оборудование поместили в носовую часть самолета, а в центральную часть фюзеляжа — аккумуляторы. Фото Алексея ТАНЮШИНА

На аэродроме СибНИА имени Чаплыгина протестировали Як-40 с электрическим двигателем

Летающая лаборатория на электроходу разогналась по взлетно-посадочной полосе до 140 километров в час. Летные испытания стартуют в 2022 году. А до 2030 года в России планируют оснастить электроавиадвигателями пассажирские самолеты.

Первый в мире сверхпроводящий электроавиадвигатель протестировали в Новосибирске в пятницу, 5 февраля. Этот этап наземных отработок самолета Як-40 прошел успешно. Проверка показала устойчивую совместную работу электродвигателя и всех систем самолета.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

— Ни у кого в мире такого нет, мы здесь впереди планеты всей, — говорит руководитель Института имени Жуковского Андрей Дутов. — К нам обращаются и Airbus, и Siemens по поводу сотрудничества в этой области. В мире существует жесткая конкуренция за «зеленое» будущее авиации и новые виды топлива.

Новосибирские испытания — первый шаг к созданию электрического самолета. Мощность инновационного двигателя на высокотемпературных сверхпроводниках — 500 киловатт. Он уже прошел комплекс испытаний на наземных стендах. Кроме двигателя, в самолет поместили электрический генератор весом 100 кило.

Проект создания полностью электрических летательных аппаратов стартовал в 2016 году. Решение использовать для испытаний именно Як-40 было принято еще в 2018-м. Для этого пришлось заменить два из трех двигателей на современные, с большей тягой, и доработать конструкцию планера.

Такие двигатели не только экологичные, но и малошумные — по сравнению с современными системами. Предполагается, что электрические летательные аппараты — необратимое будущее авиации. Сегодня их созданием занимаются все авиаконцерны мира.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

В перспективе электросамолеты предназначаются для малой и региональной авиации. Применение гибридных технологий позволит уменьшить расход топлива на 70 процентов и существенно сократить вредные выбросы. Кроме того, в связи с тем что авиационные требования к технологиям жесткие, это дает возможность использовать разработки в других отраслях промышленности при создании новой техники. И именно здесь прикладная наука является драйвером развития высоких технологий.

Следующая летающая лаборатория на базе Ил-114 будет создана через два года, и она уже будет летать на электрических моторах, без вспомогательных обычных двигателей, уверяют конструкторы.